МНОГОСТОРОНЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ


Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как глобальная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в Женеве в 1947 году. Это было время, когда США, укрепив свою эко­номику после второй мировой войны, повели борьбу за со­здание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность развития товарооборота.

На основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регули­рование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило мно­гостороннее соглашение об основных нормах таможенной по­литики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

Созданное на базе несколько скорректированных амери­канских предложений оно проникнуто идеей свободы тор­говли, т. е. равенства всех участвующих сторон. Эта идея конкретизируется в нескольких положениях.

Первое и важнейшее положение, принявшее форму "ре­жима наибольшего благоприятствования", есть не что иное как тезис о необходимости соблюдения равенства и недиск­риминации всех участников внешней торговли.

"Режим наибольшего благоприятствования" формулиру­ется как обязательство стран-участниц устанавливать на вза­имно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако» допускает исключения в случаях создания специальных экономических (интеграци­онных) группировок.

В момент создания ГАТТ такие исключения предостав­лялись странам-колониям, связанным с метрополиями осо­быми соглашениями. В настоящее время, однако, основная   масса исключений из "режима наибольшего благоприятство­вания" приходится на интеграционные группировки: Евро­пейский Союз, Европейскую Ассоциацию свободной торговли, латиноамериканские, североамериканские и другие регио­нальные интеграционные группировки, а также ассоцииро­ванные с ними страны. Особо оговорено предоставление развивающимся странам права пользоваться преференциаль­ным таможенным режимом на односторонней основе, т. е. без взаимного снижения пошлин на товары, импортируемые из развитых стран.

Второй принцип касается признания правомочности при­менения средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ при­знает пошлины в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда их применение и осуществ­ляется, это должно носить временный характер и обосновы­ваться исключительными обстоятельствами.

В качестве иллюстрации можно сослаться на ряд поло­жений ГАТТ, относящихся к использованию таких мер, как количественные ограничения (статьи XI-XIV).

ГАТТ не рекомендует странам-участницам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии.

Однако в тексте ГАТТ содержится перечень возможных исключений, когда введение количественных ограничений становится приемлемым и возможным. Сюда относятся слу­чаи применения программ регулирования сельскохозяйствен­ного производства, нарушения равновесия платежного баланса.

Аналогично негативным является отношение ГАТТ к таким государственным мерам, как стимулирование произ­водства с помощью налоговых льгот, программ регионально­го развития и помощи и т. д. Эти меры не допускаются к использованию в тех случаях, когда это ведет к дискрими­нации стран - участниц соглашения.

Наконец, третий важнейший аспект деятельности ГАТТ касается принципов принятия решений и действий. Это -отказ от односторонних действий в пользу переговоров и кон­сультаций. Страны-участницы берут на себя обязательство не осуществлять односторонние действия, связанные с ограничением свободы торговли; все решения принимаются только в рамках взаимных торговых переговоров.

Основная деятельность ГАТТ заключается в проведении многосторонних встреч-раундов, во время которых обсужда­ются внесенные на повестку дня вопросы, связанные с регу­лированием внешней торговли стран-участниц.

Всего с момента создания и по настоящее время в рам­ках ГАТТ было проведено восемь таких раундов. Нижепри­веденная таблица показывает время и место проведения раундов, так же, как и перечень обсуждавшихся на этих переговорах вопросов.

Таблица 6

 121.GIF

 

 

Как видно из приведенной таблицы, вплоть до начала 1973 года основной переговорный процесс касался сниже­ния таможенных пошлин, которые уменьшились с 40-60 % в 1945-1947 гг. до 3-5 % в начале девяностых. Механизм снижения заключался в том, что основные страны - произво­дители и потребители товаров договаривались о величине снижения, после чего сокращения автоматически распрост­ранялись на все страны - участницы соглашения.

Впоследствии, когда величина таможенных пошлин зна­чительно снизилась и одновременно увеличилось число уча­стников ГАТТ, снижение таможенных пошлин осуществлялось на базе списков, подготавливаемых страна­ми-участницами. Списки составлялись таким образом, что величина потерь для национального бюджета (рассчитывае­мая как общая стоимость "недополученных" сумм от сниже­ния пошлин) была равна сумме выигрыша производителей, поставляющих товары за границу на базе сниженных тари­фов стран-контрагентов.

В семидесятые годы, когда на повестку дня была постав­лена задача регулирования нетарифных мер, принцип ра­венства уступок начал применяться в несколько модифицированном виде. Основой переговоров становились подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных стра­нами от введения тех или иных ограничений. Сложность подсчетов, так же, как и расширение спектра обсуждаемых вопросов, обусловила увеличение длительности переговоров до трех-шести лет по сравнению с одним-двумя годами на первоначальном этапе.

С другой стороны, такой подход приводил к гораздо бо­лее широкому и комплексному воздействию на мировую тор­говлю, вводя контроль за деятельностью государства в тех областях национальной экономической политики, которые влияют на мировую торговлю непосредственно: налоги, ак­цизные сборы, инвестиционная и финансовая политика.

Две последние серии переговоров, начавшиеся с середи­ны семидесятых годов, приобрели особое значение прежде всего в связи со значительным расширением круга обсужда­емых вопросов.

К традиционно обсуждаемым проблемам уровня тамо­женного налогообложения были добавлены вопросы установ­ления принципов налогообложения и правомочности применения отдельных видов пошлины (установление налогооблагаемой базы и применение компенсационных и анти­демпинговых пошлин), проблемы регулирования внешней торговли отдельных отраслей (тропические товары, авиатех­ника), а также меры государственного протекционизма (ли­цензирование, государственные заказы).

По таможенным пошлинам результатом переговоров ста­ло уменьшение средней величины таможенного налогообло­жения до 4,7 % для развитых и 7,1 % для развивающихся государств. Общий объем торговли, охваченный предостав­ленными в ходе "раунда Токио" уступками, составил 155 миллиардов долларов.

Для развивающихся стран наиболее значительными ока­зались уступки по сельскохозяйственным товарам тропичес­кого земледелия, т. е. по продуктам, не конкурирующим с производимыми в самих развитых странах. В принятом "Ко­дексе по таможенной оценке товара" устанавливается, что при начислении пошлин в качестве налогооблагаемой базы берется реальная т. е. фактически определенная в договоре цена продажи данного товара. Дополнительные расходы (сто­имость лицензионного вознаграждения, упаковки, фрахта и т. д.) включаются исключительно по усмотрению стран, уча­ствующих в соглашении.

Новыми стали дополнительные положения, касающие­ся условий введения антидемпинговых пошлин. В соответ­ствии с принятыми соглашениями демпинг был определен как продажа товаров по цене, ниже "нормальной", т. е. та­кой, по которой товар продается внутри страны. Весьма важ­но, что величина карательных пошлин, как установлено в законе, не должна превышать величину "демпинговой раз­ницы", т. е. разницы между "нормальной" ценой и той, по которой товар поступил в импортирующую его страну. Тот же принцип применяется и в отношении субсидируемого экспорта. Поскольку в задачу компенсационных или кара­тельных пошлин входит лишь нейтрализовать субсидирова­ние или льготное налогообложение, то соответственно     величина карательной пошлины не может быть выше вели­чины субсидии или дополнительных льгот.

После констатации факта поставки товара по демпинго­вым ценам и наличия "значительного ущерба" страна полу­чает возможность требовать карательных пошлин, не особенно утруждая себя доказательством наличия тесной связи меж­ду фактами поставки дешевого товара и кризисным состоя­нием отрасли.

Среди других решений следует выделить соглашения о торговле по отдельным группам товаров (мясные и молоч­ные продукты, авиатехника). В области торговли мясными и молочными продуктами были введены некоторые ограни­чения на государственное регулирование цен и производства этих видов продуктов, а также ограничены возможности ре­гулирования их экспорта. В многостороннем отраслевом со­глашении по торговле гражданской авиатехникой были ликвидированы пошлины и другие ограничения. Фактичес­ки на базе этого соглашения была создана зона свободной торговли авиатехникой.

Наконец, широкая группа принятых решений касалась регулирования так называемых мер нетарифного протекци­онизма: лицензий, государственных заказов, госсубсидий.

В Соглашении о процедурах импортного регулирования были сформулированы обязательства публиковать все пра­вила и процедуры, касающие лицензирования, а также приве­сти существующую практику в соответствии с положениями соглашения. Была установлена процедура введения систем автоматического лицензирования, а также выдачи индиви­дуальных лицензий.

В "Кодексе о стандартах" была поставлена задача не до­пустить использования стандартов и технических норм в качестве препятствий для развития торговли. Основное тре­бование к участникам: не допускать того, чтобы стандарты, требования по упаковке, маркировке использовались в каче­стве препятствия к развитию торговли. Немаловажным яви­лось принятие обязательства о "нотификации", т. е. предварительного уведомления о готовящихся нововведениях.

Развивающиеся страны получили право осуществлять субсидирование, но лишь в качестве временной меры, которая должна быть отменена по мере их экономического про­гресса.

Фактически были запрещены все субсидии за исключе­нием торговли продуктами лесного, сельского хозяйства и рыболовства, что явилось уступкой странам ЕС.

В общем, можно сделать вывод, что Токийское соглаше­ние, перейдя от регулирования собственно таможенных по­шлин, включило в свою сферу ряд вопросов национальной экономической политики (систему внутреннего налогообло­жения, субсидирования) и определило особый режим регу­лирования внешней торговли отдельных отраслей (сельское и лесное хозяйство, торговля гражданской авиатехникой).

Следующим крупным многосторонним соглашением в рамках ГАТТ явилась специальная сессия в Уругвае (Пунта дель Эсте), открывшаяся в сентябре 1986 года.

Особенностью этой сессии было дальнейшее расширение круга вопросов, регулируемых ГАТТ, в том числе включе­ние в них торговли услугами. Что касается торговли товара­ми, то здесь была продолжена программа сокращения величины таможенных пошлин, усилий по регулированию мировой торговли продукцией отдельных отраслей и усиле­ния контроля за теми аспектами национальной экономичес­кой политики, которые воздействуют на внешнюю торговлю в той или иной форме.

Участники не ставили задачу общего (линейного) сни­жения ставок пошлин. Переговоры касались отдельных групп товаров, а также ликвидации эскалации таможенных по­шлин, т. е. их повышения по мере увеличения степени обра­ботки товара.

Результатом переговоров стало соглашение об общем (гло­бальном) на одну треть снижении всех таможенных пошлин на некоторые товары, ликвидации пошлин на некоторые виды алкогольных налитков, строительное и сельскохозяйствен­ное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевти­ческие товары. Общим результатом стала ликвидация пошлин на 40 % мирового импорта промышленных товаров к 1098 году. В результате снижения таможенных пошлин на другие товары общая величина таможенного налогообложе­ния должна будет составить 3 %. Одновременно были достигнуты договоренности о некотором (на 20-30 %) снижении таможенных пошлин на товары в развивающихся странах, проведена гармонизация пошлин и ликвидированы наибо­лее высокие ставки таможенной защиты.

Во время Уругвайского раунда продолжались усилия по либерализации и координации торговли отдельными вида­ми промышленных товаров: текстилем, одеждой и сельско­хозяйственными товарами. В области торговли текстилем и одеждой прогнозируется полная ликвидация таможенных пошлин и количественных ограничений к 2005 году. Что касается сельскохозяйственных товаров, то здесь решения носили более ограниченный характер: ликвидация субсиди­рования и сокращение на 30-40 % величины экспортных и производственных субсидий. Одновременно предполагается отказ от всех форм регулирования сельскохозяйственной тор­говли в пользу таможенных тарифов.

В ходе проведения переговоров продолжилось обсужде­ние и развитие предшествующих соглашений по защитным мерам, субсидиям и компенсационным пошлинам.

Новым моментом в подходе ГАТТ стало введение поня­тия "законные", субсидии т. е. допускаемые к применению в противоположность "незаконным", использование которых во внешней торговле запрещено.

К числу "приемлемых" и "законных" были отнесены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей сре­ды и региональным развитием. Были также введены мини­мальные количественные параметры, ниже которых субсидирование автоматически признается "законным" (3 % от общей величины импорта или 1 % от общей стоимо­сти товара).

Сфера деятельности ГАТТ была расширена также за счет включения в нее ряда вопросов экономического регулирова­ния, воздействующих на внешнюю торговлю косвенным об­разом. Так, были введены определенные ограничения на такие положения, как требование о минимальном экспорте произ­водимой на совместных предприятиях продукции, обязатель­ном использовании в производстве местных компонентов и т. д.

В числе других вопросов рассмотрены торговые аспекты права на интеллектуальную собственность и регулирование торговли услугами (см. п. 4 "Услуги").

Однако наиболее важным результатом Уругвайского ра­унда стало принятие решения о создании Всемирной торго­вой организации. Сохраняя все основные положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы тор­говли, достижение которой, как предполагается, будет дос­тигнуто не просто либерализацией, а так называемыми "увязками".

Смысл "увязок" заключается в том, что страны-участ­ницы обязуются принимать решения по вопросам, связан­ным с односторонним повышением тарифов лишь в "увязке" с одновременной либерализацией импорта других товаров. Эта "увязка" протекционистских и либерализующих про­грамм должна, по замыслу руководителей ВТО, исключить возможность одностороннего роста протекционистских дей­ствий тех или иных стран.

Договоренность о создании ВТО включает в себя целый ряд соглашений. Кроме ГАТТ в нее вошли Соглашение по торговле услугами (ГАТС) Соглашение по торговым аспек­там права на интеллектуальную собственность и другие до­говоренности Уругвайского раунда.

Выведенное из сферы деятельности ООН и обладая неза­висимым по аналогии с Международным валютным фондом или Международным банком реконструкции и развития ста­тусом, ВТО получает возможность проводить собственную независимую политику.

ВТО предполагает проведение регулярного собственного контроля за политикой стран-участниц с точки зрения на­блюдения за соблюдением принятых соглашений. Министер­ская конференция, проводимая не реже одного раза в два года, и Генеральный совет будут осуществлять контроль и руководить деятельностью организации в целом.

В качестве общего результата принятых мер можно ожи­дать усиления многосторонней системы контроля за нацио­нальными нормами регулирования внешней торговли.




Навигация

« НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ И ЕЕ МЕСТО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании