ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ И ЕЕ МЕСТО В МЕЖДУНА¬РОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ


Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, включающие в том числе:

• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морс­кому и другому транспорту, и страхование;

• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;

• путешествия, в которые входят поступления и дохо­ды по туризму и деловым поездкам;

• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;

• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностран­ным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).

• Все эти разнообразные виды деятельности объеди­няет то обстоятельство, что они по своей природе уча­ствуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммер­ческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорас­тущих секторов мирового хозяйства.

 

Таблица 7 Мировой экспорт услуг (млрд. дол.)

 

 

1988

1990

1994

 

Путешествия              190,1           246,9             321,1

 

Правительственные

услуги                              43,4        47,0       49,5

Другие  виды услуг     252,4       349,9       479,1

Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics learbook. IMF, Wash.

 

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25 % общей ве­личины мирового экспорта, причем в 1997 году эта величи­на, по приблизительным подсчетам, увеличится еще на 30 %. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, кото­рые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляе­мых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое сни­жение транспортных издержек увеличило степень мобиль­ности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца   и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, стра­ховых фирм.

Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в ста­тистике Международного валютного фонда, является зани­женной по сравнению с реальной величиной. Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной пла­ты, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими обратно в страну пребывания.

Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, ус­луги предоставляются в комплекте с товарами. Причем сто­имость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном об­мене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, ле­чение больного при помощи лекарств).

Из статистического учета "выпадают" доходы по банков­ским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается еже­годный оборот по статье "услуги" не может дать точного пред­ставления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50 %.

Географическое распределение торговли услугами, пре­доставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50 % импорта. Доля первой пятерки составляет бо­лее 50 % экспорта. При этом на четыре страны: США, Вели­кобританию, ФРГ, Францию приходится 44 % всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрица­тельного сальдо во внешней торговле услугами; вышеска­занное, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Синга­пур является крупным финансовым центром. Многие мел­кие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют мор­ские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая ма­териально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевро­пейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использова­ние иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдель­ным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50 % экспорта услуг этой стра­ны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг до­минируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туриз­ма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50 % экс­портной выручки.

Для Турции, Испании и ряда средиземноморских госу­дарств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.




Навигация

« МНОГОСТОРОНЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИСПЕЦИФМК РЫНКА УСЛУГ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании