МЕСТО РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СТРАН СНГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ


Государства перечисленной в подзаголовке группы во многих источниках и в международной практике относят к числу стран переходной экономики. С точки зрения эконо­мической и социально экономической в корректности тако­го определения как будто не возникает каких-либо сомнений. Действительно, в этих странах проходят процессы рыночно­го развития, формирования цивилизованной рыночной эко­номики. В международной хозяйственной практике такое определение, оказывается, связано с определенными издер­жками, т.к. может использоваться партнерами для введе­ния определенных ограничений по ряду конкурентных параметров на том основании, что некоторые из этих стран еще не освободились полностью от административно-коман­дного управления и имеют возможность прибегать к неры­ночным методам в своей хозяйственной политике.

Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран - в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (приток в целом превысил уровень 1994 г. почти в 2 раза, причем в Венгрию и в Чешскую Республику    -    в 3 раза), что связывают с приватизацией и началом эконо­мического возрождения.

Крупнейшие получатели прямых иностранных инвести­ций в 1995 г. в данной группе (в млн. дол.): Венгрия - 3500, Польша - 2510, Чешская Республика - 2500, Россия  -  2017, Румыния - 373, Латвия - 250. В свою очередь, страны дан­ной группы сами выступают инвесторами.

Большинство корпораций - вкладчиков в бывшие стра­ны социалистического содружества происходят из ЕС. На США приходится 15%, на Японию - 1% новых вложений.

Применительно к странам СНГ данные о ежегодном при­токе иностранных прямых инвестиций (а) и вывозе таких инвестиций за рубеж (б), об общей сумме вложенных в стра­ну прямых иностранных инвестиций (в) и об аналогичных вложениях этих стран за рубежом (г) по состоянию на 1995г. имеют следующие количественные характеристики (млн. дол., оценка):

 

Таблица 10

 

 

 

а)

(б)

(в)

(г)

 

 

По пунктам (в) и (г) оценка сделана экспертами ЮНКТАД на основе официальных данных о размерах фи­нансовых потоков. О конкретных параметрах инвестицион­ной деятельности России и о существующей на этот счет      практике см. выше (главу 4). В основе такой деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, о   соглашениях о разделе продукции, о финансово-промышленных группах и некоторые другие. Определенные особенности на этот счет предусмотрены в отношении особой экономической зоны Калининградской области, накоплен некоторый опыт в час­ти функционирования СЭЗ "Находка". Есть предложения об учреждении и других аналогичных рыночных образований на территории России. Имеется закон о зоне экономического благоприятствования "Ингушетия". Кроме того, Россия имеет ряд международных соглашений, в т.ч. двусторонние инвес­тиционные соглашения и об избежании двойного налогооб­ложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ, в т.ч. в Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Киргизстаном (от 29 марта 1996 г.) и в Договоре об образовании Сообще­ства  Беларусии  и России (от 2 апреля 1996 г.).

С развитием и углублением участия в международных инвестиционных процессах государства данной группы ви­дят важное условие подъема своей национальной экономи­ки, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли в во всем процес­се национального развития этих стран, преуменьшения и уж тем более нанесения ущерба национальным интересам, на­циональному благосостоянию и национальной безопасности.




Навигация

« МАСШТАБЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕМЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании