МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ


Одним из проявлений интернационализации и демокра­тизации хозяйственной и социально-культурной жизни че­ловечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и стра­нами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий явля­ются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов и разных фор­мах. Это - и добровольные мигранты, пользующиеся права­ми и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбо­ра места жительства и работы. Это - беженцы и вынужден­ные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением "обстоятельств" /1/.

Масштабы потоков и драматизм положения таких миг­рантов в отдельные исторические периоды и годы превраща­ются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непос­редственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне столкнулось с не­обходимостью координации усилий многих стран по разре­шению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирова­ния, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миг­рационные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экс­портеры трудовых ресурсов вносят существенные корректи­вы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественно­го демографического прироста стран, принимающих и отдаю­щих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Кана­да, Австралия, большинство западноевропейских стран, а так­же страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты и т. д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из ви­дов международной миграции населения, который характе­ризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на времен­ную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как при­нимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические про­блемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миг­рации способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмиг­рантов, а также приобретения ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды сред­него класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции сле­дует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, "утеч­ку умов", иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т. п. /2/.

Для нейтрализации отрицательных последствий и уси­ления положительного эффекта, получаемого страной в ре­зультате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социаль­ной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, ди­рективных мер и необходимость косвенных, координирую­щих воздействий со стороны государств и правительств.




Навигация

« МЕСТО РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СТРАН СНГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙМЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании