ПРАКТИКА И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН


Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков това­ров и услуг, множественность цен. На практике цена на кон­кретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, опре­делении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность "отбора" цены:

• использование цен раздельных экспортных и импор­тных операций;

• цены в условиях оплаты наличными;

• цены, формирующиеся в рамках обычных коммер­ческих сделок.

Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируе­мые в рамках долгосрочных межгосударственных соглаше­ний, будут существенно отличаться от цен в сделках, например, типа "ad-hoc" или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях опреде­ленных валютных ограничений и т.д.

Поставщики товара на внешний рынок действуют в ус­ловиях ценовых колебаний, предоставлений различных ски­док и т.д. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспорт­ные расходы.

В современной международной торговле, особенно в тор­говле сырьевыми товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою маржу в результате осуществления продаж. Что же касается торговли машинно-технической продукцией, технически сложными товарами, то здесь цены, как правило, формиру­ются только при непосредственном контакте между продав­цом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные составляющие - над­бавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сер­вис, упаковку и др.

Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные ис­точники сведений о ценах. В настоящее время созданы спе­циальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций Internet, позво­ляющая в считанные минуты получить ориентировку прак­тически на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экс­портеру и импортеру иметь стартовую площадку для перего­воров по ценам поставки. Механизм же ценообразования ос­тался старым: анализ спроса и предложения, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной девы в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

Информацию о ценах мировых товарных рынков приня­то подразделять на несколько групп.

Контрактная цена - это конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе пе­реговоров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь пери­од действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не пуб­ликуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга про­давцов и покупателей известны. Практическая задача состо­ит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в пе­риодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродук­ты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары по­лучила очень большое распространение. Так, экспортер неф­тепродуктов ориентируется на ежедневные котировки цен нетоварные и региональные - публикуемые в справочниках Platt's или Argus, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Экспортеры металла в прин­ципе ориентируются на издание "Metal Bulletin", выходя­щий два раза в неделю, а экспортеры удобрений - на "Terticom".

Однако следует иметь в виду, что между ценами, публи­куемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, спра­вочные цены несколько завышены. Справочные цены не ре­агируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенден­ции.

Биржевые цены - это цены на товары, торговля кото­рыми производится на товарных биржах. К биржевым това­рам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, про­исходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими це­нами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают "в себе" другие инст­рументы международной торговли, как-то: условия постав­ки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публи­кует котировочные цены в специальных бюллетенях. Коти­ровки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализу­емые товары. Как показывает практика, биржевые котиров­ки, довольно остро реагируя на различные внешние "раздражители", все-таки не могут отражать действитель­ные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах прово­дятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалис­ты ориентируются на котировки наиболее известных, хоро­шо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондон­ская биржа металлов (LME - London Metal Exchange), Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), зани­мающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE - New York Cotton Exchange).

Цены аукционов - показывают цены, полученные в ре­зультате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукцион­ных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные, предметы искусства.

Статистические внешнеторговые цены - публику­ются в различных национальных и международных статис­тических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставлен­ной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического при­менения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.

В процессе согласования цен экспортер и импортер, ос­новываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике веде­ния внешней торговли известно большое количество различ­ных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов цено­вых скидок и надбавок. К наиболее распространенным отно­сятся следующие:

скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспор­тер в процессе торга предоставляет скидку в зависимос­ти от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;

скидка для эксклюзивного импортера, фирма-импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по-существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

скидка "сконто", в случае осуществления импор­тером предоплаты, полной или частичной, за поставляе­мый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при офор­млении товарных накладных;

скидка традиционному партнеру (или бонус­ная), как правило, предоставляется импортеру, длитель­ное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере-покупателе с точки зрения правильного и сво­евременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рын­ка совершенной конкуренции;

скидки за покупку внесезонного товара как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.

дилерская скидка, предоставляется оптовым и роз­ничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сер­вис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьиру­ются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.




Навигация

« ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВНЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЭД »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании