ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЭО И ВЭД.


Классическим методом регулирования ВЭД и, в том числе  внешней торговли являются таможенные тарифы, кото­рые по характеру своего действия относятся к экономическим методам регулирования внешней торговли. Таможенный та­риф - это систематизированный перечень таможенных по­шлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновид­ностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собствен­ных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо при­чинам является нежелательным.

Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие под­ходы к международной торговле - протекционизм и "свобод­ная торговля". Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иног­да и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика "свободной торгов­ли" направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможен­ных пошлин или освобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют бо­лее 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие тамо­женным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

• Тарифы промышленно развитые государств;

• Тарифы развивающихся стран.

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагать­ся разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государ­ства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприят­ствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понима­ется условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление до­говаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсут­ствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты со­ветские товары в весьма неблагоприятное положение по срав­нению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, прежде всего, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам- и тор­говле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называе­мых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85 - 90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, сред­неарифметический уровень пошлины, рассчитанный для та­моженных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а сред­невзвешенный - 4,7 %.

По способу взимания различают следующие пошлины:

• адвалорные, определяемые в процентах от цены то­вара;

• специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;

• комбинированные, включающие оба способа установ­ления величины пошлины;

• сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

• фискальные, призванные увеличить доходы государ­ственного бюджета;

• протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышлен­ности от притока иностранных товаров;

• преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;

• льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;

• уравнительные, т. е. дополняющие основные ввоз­ные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производ­ства;

• компенсационные, которые используются в том слу­чае, если на импортируемые товары давались государ­ственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;

• антидемпинговые, которые применяются для проти­водействия импорту из тех стран, чье правительство пре­доставляло своим предпринимателям экспортные премии.

Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) по­шлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств   входят в образован­ную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преферен­ций.

В таможенно-тарифной практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим осо­бое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зави­симости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях - и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер са­мой пошлины. В настоящее время применение многими стра­нами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенных в рамках ГАТТ.

Ограничительная функция таможенных тарифов в ос­новном реализуется посредством сохранения высоких ста­вок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обра­ботки импортируемой продукции.

Наиболее часто высокими пошлинами облагается про­дукция традиционных трудоемких отраслей промышленно­сти - текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь - элект­ротехнического машиностроения.

В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. по­вышение их ставок в зависимости от степени обработки то­варов, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина -резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабри­каты и особенно на готовые изделия ставки пошлин суще­ственно возрастают.

 Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что все они основываются на Гармони­зированной системе описания и кодирования товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудниче­ства (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле  с  января 1988 г. /4/.

Появление ГС обусловлено тем, что развитие междуна­родного разделения труда, сравнительно быстрые темпы ро­ста международной торговли, появление многих новых товаров и другие факторы вызвали необходимость разработ­ки более детализированного и унифицированного внешне­торгового классификатора для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных междуна­родной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом ста­тистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тесной увязки между внешне­торговой, промышленной и транспортной национальной ста­тистикой.

Таможенные тарифы развивающихся стран. Та­моженным тарифам принадлежит важная роль в регулиро­вании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них то­варов намного выше, чем в промышленно развитых государ­ствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифны­ми барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

Для первой характерны ставки таможенного обложе­ния, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд афри­канских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.

Ко второй группе относятся государства с более высоки­ми ставками пошлин, варьирующимися в основном в разме­ре 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины пре­вышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относят­ся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками по­шлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Подавляющее большинство развивающихся стран осу­ществляет построение тарифов на основе Брюссельской то­варной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 90-х годов большинство государств предпола­гает осуществить переход на ГС. Различия в структуре тари­фов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы: наряду с одно-, двух- и трехколонными тарифами, составля­ющими большинство, ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их насчитывается 7, Сенегала - 9, Мали - 17).

Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих раз­вивающихся стран включаются фискальные сборы и разно­образные налоги. Кроме того, в тарифы часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (особенно час­то - в Сингапуре, Таиланде, Индонезии).

Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме тамо­женных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный та­риф в торговле с третьими странами. Примером таможенно­го союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.

Все более важную роль в регулировании внешнеэконо­мической деятельности приобретают мероприятия междуна­родных организаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организация. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимодаемлимых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых про­цедур и документов.

Государство активно участвует в развитии внешнеэко­номической деятельности с помощью комплекса специаль­ных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.

К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействую­щим на количество и опосредованно - на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты адми­нистративные проволочки и требования бартерного обмена.

К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействую­щим на цены и осредованно  -  на количество товаров, отно­сятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и    специальные сборы.

Определяющим моментом в современном развитии ми­ровой экономики и международных экономических отноше­ний является международное движение капитала.

Административные методы регулирования движения капитала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержанию, управлению и пользованию иност­ранными инвестициями, порядок допуска инвестиции и ин­весторов, определение режима (национального, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и ком­пенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала и по­рядок урегулирования споров.




Навигация

« НЕТАТИФНЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН. »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании