ПЕРЕХОД РОССИИ НА ПРИНЯТУЮ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ СИСТЕМУ УЧЕТА И СТАТИСТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


Сформированная в период господства административно-распределительной системы статистика в нашей стране во многом основывалась на принципиально иных методологи­ческих основах, отличных от тех, которые существовали в большинстве стран мира. Проведение экономических реформ настоятельно требовало перехода на новую методологию и   систему счетов. Необходимо было формирование такой сис­темы показателей и системы статистического анализа, кото­рые адекватно отражали бы состояние и развитие экономики. При этом Россия как страна евроазиатская должна осуще­ствлять взаимодействие не только со странами Европы, но и учитывать значительную часть своих экономических инте­ресов на Азиатском континенте и других регионах мира. А это означало, что для России необходимо использование двойной классификационной базы - Мирового сообщества и Европейского союза. В настоящее время значительная часть общероссийских классификаторов напрямую базируется на действующих международных классификациях. Так, базой для Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и услуг (ОКДП) послужила МСОК и Класси­фикатор видов экономической деятельности Европейского Союза.

Переход Российской Федерации на принятую в между­народной практике систему учета и статистики осуществля­ется с 1992 г. (справедливости ради следует сказать, что в определенной степени переход начался еще в период суще­ствования СССР - в 1988 г. на основе "Государственной про­граммы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" (Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. N 708-1), рассчитанной до конца 1995 г.

В 1996 г. работа по переходу велась на основании Феде­ральной программы статистических работ на 1996 г. Одно­временно шла работа по разработке Федеральной программы реформирования российской статистики до 2000 г.

Основной задачей в области макроэкономики стал пере­ход от БНХ к СНС, т.е. переход от расчета СОП (совокупного общественного продукта), куда большинство услуг не вклю­чались, к СНС, где главным результативным показателем является ВВП. Задачей в области внешней торговли стал переход от ЕТН ВТ (Единой товарной номенклатуры Внеш­ней торговли) к ГС (Гармонизированной системе описания и кодирования товаров); в производстве - от Общесоюзного клас­сификатора отраслей народного хозяйства к Международной   Стандартной Промышленной классификации (т.е. МСОК -международная стандартная отраслевая классификация); в области финансов - к Статистике Государственных Финан­сов МВФ и т.п.

В ходе выполнения Государственной программы перехо­да сделано немало. Так, созданная Единая система класси­фикации и кодирования информации (ЕСКК) является важным шагом в условиях перехода к рыночным отношени­ям и развития процессов интеграции с международным со­обществом. ЕСКК обеспечивает достоверность и сопоставимость экономико-статистических и социальных по­казателей финансово-хозяйственной деятельности. Кроме этого, в рамках Программы для внедрения и использования в системе статистики было разработано около 20 общерос­сийских классификаторов, среди которых следует выделить:

   Общероссийский классификатор органов государ­ственной власти и управления (ОКОГУ) (введен в дей­ствие с 1 января 1996 г.;

• Общероссийский классификатор предприятий и орга­низаций (ОКПО) (введен в действие с 1 июля 1994 г.);

• Общероссийский классификатор видов экономичес­кой деятельности, товаров и услуг (ОКДП) (введен в дей­ствие с 1 января 1994 г.);

• Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) (вве­ден в действие с 1 января 1995 г.);

• Общероссийский классификатор продукции (ОКП) (введен в действие с 1 июля 1994 г.);

• Общероссийский классификатор валют (ОКВ) (вве­ден в действие с 1 июля 1995 Г.);

• Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) (введен в действие с 1 января 1996 г.).т.д.

На этом работа не завершена. Госкомстат РФ и Центр по экономическим классификациям проводит разработку обще­российских классификаторов форм собственности и органи­зационно-правовых форм взамен соответствующих ведомственных классификаторов Госкомстата России. В основу этих классификаторов положены Гражданский кодекс (часть 1) и законы "Об общественных объединениях", "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О потребительской кооперации в российской Федерации", "О крестьянском (фер­мерском) хозяйстве". Ведется большая работа по переводу такой важной сферы статистики, как финансы на общеприз­нанные международные требования. На основе стандартов ООН и Международной системы национальных счетов раз­рабатываются общероссийские классификаторы финансовых активов, непроизводственных активов и ценностей, предназ­наченные для информационной поддержки СНС РФ. Госком­стат, Госстандарт, ЦБ РФ разрабатывают общероссийские классификаторы, связанные с финансово-кредитной деятель­ностью: платежного оборота и информации по денежному обращению, классифицирующие расчетно-денежные опера­ции и документацию с учетом международных требований по статистике и на основе изменений в экономике.

Осуществляется переход в статистике на СНС и различ­ные международные классификации и в большинстве стран СНГ. В некоторых странах данные собираются и публикуют­ся как по СОП, так и по ВВП, поскольку многие элементы БНХ используются и при построении СНС. Некоторые стра­ны уже полностью отказались от системы БНХ, в то время как есть такие, где ВВП дается лишь в приблизительной оценке с помощью т.н. "переходных ключей" от БНХ. В це­лях улучшения сопоставимости статистических показателей в феврале 1995 г. было подписано Соглашение о единой ме­тодике статистической отчетности, которое подписали все страны-члены СНГ.




Навигация

« ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ПО МЭО.



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании