Современное состояние уровня и качества жизни в России


 

Снижение уровня и качества жизни

За период рыночных реформ уровень и качество жизни в России значительно снизились. Индекс развития человеческого потенциала снизился с 0,848 в 1992 г до 0,7 в 1996 г. По этому показателю Россия перешла в группу развивающихся стран. Резко ухудшились частные показатели качества жизни - рождаемость, смертность, продолжи­тельность жизни, заболеваемость, возросло число зарегистрирован­ных преступлений. Ухудшились многие формы социального обеспе­чения, состояние окружающей среды - атмосферы, воды, почвы.

О снижении уровня жизни свидетельствует тот факт, что в струк­туре расходов населения повысился удельный вес расходов на питание при общем снижении его калорийности. Суточная калорийность пи­тания на душу населения в России составляет 2300 ккал. По этому показателю Россия близка с Молдавией, Индией, Бангладеш, Таиландом, Туркменией, Филиппинами, Боливией. В развитых странах он превышает 3000 ккал (Великобритания, Германия, Финляндия, Нидерланды, США, Канада). К этому уровню приблизились некото­рые постсоциалистические страны - Польша, Румыния, Венгрия.

За годы реформ, по существу, разрушены многие отрасли соци­альной сферы и сократилась доля расходов населения на платные ус­луги. Снизилось качество медицинского обслуживания, образования. Полноценные лечение и отдых за пределами постоянного места жи­тельства стали недоступны для значительной части населения.

Усилились межрегиональные и межотраслевые различия в доходах и заработной плате. По сравнению со средней заработной платой в российской экономике самая низкая заработная плата в отраслях со­циальной сферы - образовании, здравоохранении, культуре, науке, сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и машино­строении. Значительно превышает среднюю заработную плату оплата труда в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей про­мышленности, цветной металлургии.

Дифференциация российских регионов по количеству наборов прожиточного минимума, который можно купить, достигает 10 раз. К наиболее обеспеченным относятся регионы, являющиеся финан­совыми центрами (Москва) или связанные с топливно-энергетическим комплексом (Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа). Наименее обеспеченными явля­ются Республика Ингушетия, Коми-Пермяцкий автономный округ, республики Тыва, Дагестан, Читинская область. Сокращение меж­региональной дифференциации реальных доходов населения являет­ся одним из важнейших направлений в политике доходов и заработ­ной платы.

Межрегиональная дифференциация в доходах и заработной плате связана с безработицей. Так, ниже среднего уровня безработица в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, а в Ямало-Нене­цком и Ханты-Мансийском автономных округах - примерно сред­няя. В то же время в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышает средний: в Республике Ингушетия - почти в 5 раз, в Республике Дагестан - почти в 2 раза, в Республике Тыва, Коми-Пермяцком автономном округе и Читинской области - в 1,5 раза.

Тесная связь дифференциации доходов и безработицы свидетель­ствует о том, что в современных условиях повышение занятости на­селение приобретает важнейшее значение в политике доходов и за­работной платы.

Социальная защищенность и борьба с бедностью

В рыночной экономике возрастает роль социальной защищеннос­ти всех слоев населения, в особенности наименее обеспеченных.

Система социальной защищенности включает: обязательное меди­цинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхо­вание, минимальные социальные гарантии, выплату пособий по не­трудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей, дотации и льготы малообес­печенным слоям населения (см. гл. 13).

Так, в пенсионном обеспечении намечается переход от распреде­лительной системы к накопительной. Повышается обоснованность, адресность назначения и выплаты пособий по временной нетрудо­способности, по уходу за ребенком, по безработице, различных льгот нуждающимся слоям населения.

В политике доходов и заработной платы будет сохранена бесплат­ная (или страховая) система медицинского обслуживания и образо­вания при минимально гарантированных нормах. Должна быть раз­вита сеть социальных учреждений, обслуживающих бедных и бездом­ных граждан.

В то же время гражданам будет предоставлена более широкая воз­можность выбора различных систем пенсионного обеспечения, здра­воохранения и др.

Важную роль в программах повышения уровня и качества жизни населения играют улучшение жилищных условий, рынок жилья. При нынешнем уровне доходов для подавляющего большинства населения улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока не­доступно. В этих условиях необходимо сохранить государственную систему обеспечения жильем для имеющих плохие жилищные усло­вия семей, широко использовать продажу жилья в кредит и наем го­сударственного жилья, развивать ипотеку.

Особую роль приобретает социальная защита наименее обеспе­ченного населения, живущего за чертой бедности. По оценкам соци­ологов, значительная часть населения еще не адаптировалась к рынку: примерно 20% включились в новую жизнь, приблизительно 25% не приспособились к ней и не смогут этого сделать в силу различных индивидуальных особенностей (возраст, состояние здоровья, семей­ное положение, сформировавшийся менталитет). Более половины на­селения (55%) находится как бы в ожидании, причем часть старается приобщиться к новым условиям, но не всегда эффективно.

Наиболее богатый, но малочисленный слой населения (2-3%) - это в основном граждане, участвующие в организации посредническо-перекупочной, финансово-кредитной деятельности и криминаль­ной сфере, а также руководители некоторых предприятий.

Следующая по доходам более широкая прослойка, средний класс (15% населения) -лица, оказывающие «богатой прослойке» необхо­димые услуги: часть работников, занятых в финансово-кредитной сфере, телевещании, рекламе, часть занятых в торговле и сфере услуг, ориентированная прежде всего на высокодоходные слои населения (автосервис, строительство коттеджей, туризм, организаторы досуга и т.д.), индивидуальные предприниматели, квалифицированные ра­ботники «привилегированных» отраслей - газовой и нефтедобываю­щей, аккумулирующих частично в заработной плате высокую эффек­тивность добываемых ресурсов (ренту).

По данным Госкомстата России, удельный вес населения, про­живающего за чертой бедности, превышает 20%. Среди малообеспе­ченных наибольшую долю составляют пенсионеры и многодетные семьи. Поэтому в политике доходов и заработной платы первосте­пенное внимание должно быть уделено их социальной защите.

Рост бедности в значительной мере связан с тем, что в современ­ной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удо­рожание потребительских товаров и услуг в первую очередь и в боль­шей мере касается тех из них, которые удовлетворяют первичные жиз­ненные потребности и составляют основу потребления малообеспе­ченных слоев населения.

В переходной экономике России наряду с традиционными вида­ми бедности - застойной и временной - появилась новая бедность. В группу новых бедных входят слои населения, которые по своему об­разованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не входили в нижний слой общества. Паде­ние доходов у них вызвано прежде всего низким уровнем заработной платы на государственных предприятиях, безработицей и частичной занятостью, несвоевременной выплатой заработной платы и пенсий.

Борьба с бедностью - одна из важнейших стратегических задач демократического развития общества. Необходимо установить официальный статус бедной семьи, с тем чтобы многие виды соци­альных пособий стали адресными. Это касается в первую очередь по­собий на детей и дотаций на жилищно-коммунальные услуги. По оценкам Международной организации труда (МОТ), лишь около 1/5 суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности.

Программа борьбы с бедностью должна осуществляться в ком­плексе с программами долговременного экономического роста и ин­вестиций, стабилизации кредитно-денежной системы, занятости и создания рабочих мест.

При разработке политики доходов необходимо учитывать два ва­рианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся в России форм социальной защиты населения, основанных на соци­альной справедливости, коллективистских отношениях, равном до­ступе к образованию, здравоохранению, заботе государства о граж­данах с момента рождения до глубокой старости. Второй вариант ос­нован на сочетании накопительного и распределительного принци­пов, дифференциации социальной защиты между богатыми и бедны­ми слоями населения.

Выводы

1. Повышение уровня качества жизни - важнейшее направление в по­литике доходов и заработной платы. Уровень и качество жизни взаимосвя­заны. Уровень жизни характеризует социально-экономические результаты развития общества.

2. Уровень и качество жизни измеряются системой индикаторов - ин­тегральных и частных, натуральных и стоимостных. Для разработки поли­тики доходов и заработной платы важно учитывать не только общие харак­теристики уровня и качества жизни в стране, но и их дифференциацию по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам на­селения, по регионам, сельской и городской местности.

3. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня и качества жизни являются обеспечение занятости, усиление соци­альной защищенности населения, борьба с бедностью.




Навигация

« Понятия и система индикаторов уровня и качества жизниДоходы населения в рыночной экономике »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании