Финансирование социальных трансфертов


 

Необходимость перераспределения финансовых ресурсов

Формирование единой системы социальных трансфертов на всех уровнях - федеральном, региональном и местном - с четким опре­делением прав и ответственности каждого из этих уровней предпо­лагает и определение источников их ресурсного обеспечения.

Рыночной экономике свойственна тенденция к децентрализован­ному размещению ресурсов общественного сектора, центр тяжести решения многих социальных вопросов переносится в регионы. Поэ­тому уже на первых этапах перехода к рынку бюджетные права тер­риторий расширяются. Прежде всего это касается источников дохо­дов. Вместе с тем развитие самостоятельности регионов на основе углубления бюджетной децентрализации происходит постепенно, по­скольку оно зависит не только от изменений законодательства, но и от социально-экономических факторов.

Специфика экономических, национально-демографических, природно-климатических особенностей России требует формирования це­лостной и гибкой системы социальных трансфертов. Это предполагает активное взаимодействие бюджетов всех уровней, причем федераль­ный бюджет выполняет функции финансового обеспечения общего­сударственных социальных гарантий через субсидии, субвенции, вза­имные расчеты, трансферты и налоговые льготы республикам и ре­гионам.

Участие федеральных органов в формировании ресурсной основы социальных трансфертов обусловлено принципом справедливости, требующим обеспечить всему населению страны некоторый минимум не только денежных доходов, но определенных общественных благ. Единство государства и общества оказалось бы подорванным, если бы, например, переезд из одной части страны в другую приводил к существенным изменениям социальных гарантий, на которые вправе рассчитывать гражданин.

Основные гарантии, а значит, и ключевые параметры системы со­циальных трансфертов определяются централизованно и находят вы­ражение в федеральном законодательстве. Ряд важнейших гарантий, таких, как право на социальное обеспечение, бесплатную медицин­скую помощь и образование, предусмотрен в Конституции РФ.

В то же время ресурсные возможности регионов неодинаковы, что может вызвать чрезмерные различия в доступности этих благ для населения. Поэтому для справедливого распределения благ между по­требителями - индивидами и их группами - необходимо перерас­пределять ресурсы между регионами.

В переходной экономике сказывается неравномерность адаптации территорий к переменам и сложившиеся в прошлом различия в до­ходной базе бюджетов одного уровня. Зачастую они обусловлены не столько дифференциацией экономического поведения жителей реги­онов, сколько макроэкономической политикой прошлых лет, форми­ровавшей территориальные пропорции на основе централизованных решений.

Принцип справедливости требует, чтобы регионы, в которых эта политика привела к отставанию, получали помощь от других регионов и из центра. Поэтому в переходный период особенно велика потреб­ность в бюджетных трансфертах.

Следовательно, в переходной экономике существуют огромные перераспределительные потоки финансовых ресурсов: с одной сто­роны, от центра к регионам идут социальные трансферты, с другой стороны, от регионов к центру - налоги.

Региональные источники ресурсов

Ресурсная база социальных трансфертов на региональном уровне формируется за счет следующих доходов. Во-первых, это налоги, самостоятельно устанавливаемые и собираемые территориальными органами власти. Во-вторых, осуществляются долевые отчис­ления в бюджет территории от налогов, поступающих на более вы­сокий уровень бюджетной системы. Из них существенную роль в фор­мировании бюджетов субъектов Федерации играет налог на добав­ленную стоимость. В-третьих, в нижнее звено бюджетной системы из верхнего обычно поступают различного рода трансферты - субсидии, дотации, субвенции, представляющие собой формы помо­щи в покрытии расходов.

Долевые отчисления предполагают нормативное закрепление за территориальным бюджетом стабильного источника дохода, тогда как трансферты зависят от частных решений органов, распоряжающихся бюджетным источником трансфертов. Зависимость от трансфертов ограничивает самостоятельность территории в разработке и реализа­ции бюджетной политики.

При прочих равных условиях желательно, чтобы доля трансфертов в доходах территориального бюджета была невысокой. Территориаль­ные налоги и долевые отчисления от федеральных налогов имеют свои преимущества. Преобладание собственных налогов в доходной базе территориального бюджета обеспечивает максимальную гибкость и самостоятельность социальной политики региона. Высокой доле от­числений от федеральных налогов в территориальных бюджетах со­ответствует относительно большее единство бюджетной политики в масштабе страны и заинтересованность региональных властей в пол­ном сборе этих налогов.

Трансферты поступают в регионы не всегда своевременно и не в полном объеме. Недостаточное финансирование социальных транс­фертов сопряжено и с «непрозрачностью» схемы движения прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона - бюджет РФ», что приводит к дефициту информации о бюджетных возмож­ностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие.

Невыполнение государством своих социальных обязательств, иногда просто в силу сложившихся экономических условий, подтал­кивает местных руководителей к поиску мер, способных смягчить социальные последствия перехода к рынку. Например, вводятся раз­ные налоги. Кроме того, трансфертные платежи, производимые фе­деральным центром, зачастую используются бесконтрольно и неэф­фективно.

Увеличивается нагрузка на местные бюджеты. Прямые социаль­ные трансферты финансируются как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов и местных бюджетов. Например, из средств федерального и местного бюджетов финансируется выплата ежемесячного пособия на ребенка, осуществляются компенсации и выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволен­ным в связи с ликвидацией предприятия, учреждения и организации, выплачиваются пособия женщинам с детьми, проживающим в сель­ской местности, оплачиваются расходы на протезирование и изго­товление ортопедической обуви, предоставляются пособия и соци­альная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других аварий. Из средств федерального и местного бюджетов также происходит возме­щение ущерба репрессированным гражданам.

Каждая республика в составе РФ, область, край и местные органы власти с учетом своих возможностей и условий могут разрабатывать дополнительные программы помощи малообеспеченным и нетрудо­способным гражданам и использовать разнообразные формы соци­альной поддержки - денежные выплаты, льготные кредиты и нало­гообложение, пособия на приобретение отдельных товаров и услуг, социальные ваучеры и кредитные карточки, купонные книжки, на­туральные выдачи благ.

Важное место в системе финансирования социальных трансфер­тов занимают целевые бюджетные и внебюджетные фонды - Пенси­онный, социального страхования, Государственный фонд занятости и др. Образование таких целевых фондов обеспечивает гарантии со­циальной защиты и поддержки различных групп населения и отраслей социальной сферы (подробно см. гл. 13).

Расширение источников финансирования

На современном этапе переходного периода происходит расши­рение источников финансирования социальных трансфертов. Часть из них финансируется частными компаниями и пенсионными фон­дами за счет взносов физических и юридических лиц. Это различные формы частного страхования от социальных рисков (разновидность добровольного страхования). Здесь действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зави­симости размера возмещения от платежеспособности застрахованного лица и др. Добровольное страхование строится на принципах кол­лективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

Становление системы социального страхования и обеспечения РФ связано с принятием законов «О государственных пенсиях в Рос­сийской Федерации» (1990), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации» (1991), а также указов Президента РФ о фонде со­циального страхования в РФ, о негосударственных пенсионных фон­дах, Гражданского кодекса РФ. С переходом к рыночной экономике возрастет роль отдельных граждан как плательщиков страховых взно­сов и расширится круг видов страхования.

Возрастает значение фондов социального развития предприятий, учреждений и организаций, которые в переходный период оказыва­ют определенную социальную поддержку трудовым коллективам и семьям работников. Они могут использоваться для оказания прямой материальной помощи работникам в приобретении жилья, товаров длительного пользования, садово-огородных участков, для финанси­рования объектов социальной инфраструктуры предприятий.

Однако спад производства и убыточность многих предприятий, рост цен на важнейшие средства производства вынуждают админи­страцию и трудовые коллективы предприятий отказываться от содер­жания объектов социальной инфраструктуры, увеличивающих их убытки, стремиться к передаче их на баланс местных органов власти. Между тем отсутствует программа увязки приватизации государст­венных и муниципальных предприятий с передачей их социальной инфраструктуры на содержание местных бюджетов, многие из кото­рых далеко не достаточны для финансирования дополнительных со­циальных объектов.

Система социальных трансфертов в условиях рынка включает де­ятельность многочисленных благотворительных фондов и организа­ций, число которых растет. Наиболее крупными из них являются Фонд мира, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд и др. Эти фонды осуществляют свою деятельность на основе собственных уставов и оказывают целевую социальную поддержку различным группам нуждающихся, нетрудоспособных граждан, а также учреждениям социальной сферы, находящимся в бедственном положении (детские дома, музеи, школы-интернаты, дома престаре­лых, больницы и др.).

Вместе с тем необходимы меры, противодействующие коммерци­ализации этих фондов, разработка и реализация политики их госу­дарственного регулирования, налоговых льгот и установление демо­кратического контроля за их деятельностью. Этому способствует при­нятие федеральных законов «О некоммерческих организациях» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных ор­ганизациях» (1995), «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997).

Социальная защита интересов и прав граждан в условиях пере­ходной экономики возложена также на многочисленные ассоциации трудящихся различных профессий (например, ассоциации медицин­ских работников, актерские гильдии), творческие союзы (компози­торов, театральных деятелей, художников, писателей).




Навигация

« Развитие системы социальных трансфертов в переходный периодРеформа системы социальных трансфертов »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании