Разработка целевых ориентиров потребления


 

Методы определения целевых ориентиров

Для определения целевых ориентиров потребления в прогнозных расчетах используется нормативный метод. Он основывается на оценке потребностей населения в отдельных благах и услугах мас­сового потребления и уровней цен на них, что в конечном счете по­зволяет определить объем и структуру денежных расходов населения.

Оценка потребностей в продуктах питания может строиться на основе физиологических норм, в непродовольственных товарах - на основе эмпирических данных о накоплении предметов длительного пользования и сроках их обновления, необходимом уровне покупок одежды и обуви - исходя из климатических условий и т.д. Эти данные основываются преимущественно на экспертных оценках.

Примером использования нормативного метода является приме­нявшийся в перспективном планировании в СССР рациональный по­требительский бюджет (РПБ). Применение нормативного подхода в значительной мере определялось системой планирования, включав­шей и детальное регулирование цен.

Данный метод в различных вариантах использовался при разра­ботке планов и программ во многих странах. Широко применялось построение различных потребительских бюджетов и в экономическом анализе, прежде всего для определения динамики стоимости жизни отдельных социальных групп населения.

В условиях рыночной экономики нормативный метод в прежнем виде неприменим, поскольку необходимо учитывать закономерности формирования структуры потребительского спроса. Целесообразно использовать комбинацию нормативного подхода при оценке расхо­дов на продовольственные товары и статистических функ­ций, отражающих зависимость спроса на непродовольственные то­вары и услуги от общего уровня потребительских расходов.

Пример оценки целевых ориентиров

Приведем в качестве примера оценку целевых ориентиров потреб­ления для современных российских условий. Целью перспективного периода должно быть восстановление дореформенного уровня дохо­дов и потребления населения.

Количественная оценка среднего потребительского стандарта, со­ответствующая этой цели, основывалась на следующих предпосылках. Во-первых, учитывались закономерности формирования спроса на­селения на товары и услуги. Во-вторых, принималась в расчет необ­ходимость снижения дифференциации доходов населения, что свя­зано с задачей повышения оплаты труда в обрабатывающей промыш­ленности и сельском хозяйстве до уровня, обеспечивающего трудовую активность населения.

Поэтому восстановлению среднего уровня потребления будет со­ответствовать иная структура потребления по сравнению с дорефор­менным периодом.

Расчет нормативных уровней потребления населения по отдель­ным товарным группам строился на основе системы функций спроса, оцененных по данным бюджетной статистики, статистики товаро­оборота, цен, показателей баланса денежных доходов и расходов населения за 1995-1996 гг. В табл. 8.2 приведены характеристики этого нормативного стандарта, среднего для всего населения, пред­полагающие:

  • фактический уровень потребления продовольствия в 1991 г.;
  • фактический уровень обеспеченности жильем в 1995 г. и уро­вень цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, соответст­вующий полному возмещению населением затрат на него;
  • расчетный объем спроса на непродовольственные товары, ал­коголь и платные услуги исходя из современных закономерностей формирования потребительского спроса.

Таблица 8.2.

Нормативные уровни потребительских расходов по отдельным товарным группам и их структура в новых ценах

Направления расходов

Нормативный уровень, % к фактическому уровню 1995 г.

Структура расходов в новых ценах, %

 

Расчеты расходов на услуги социально-культурной сферы и жи­лищно-коммунального хозяйства исходили из определенных гипотез. Предполагалось, что прежде всего необходимо восстановить дорефор­менный уровень государственного финансирования важнейших сис­тем жизнеобеспечения населения - образования и здравоохранения. Именно поэтому объем расходов на их услуги определялся исклю­чительно исходя из закономерностей формирования платежеспособ­ного спроса базового периода, в котором платежи населения состав­ляли лишь незначительную часть общих затрат в этих отраслях. Пред­полагалось также, что средствами населения может возмещаться около одной трети общей величины затрат жилищно-коммунального хозяйства.

Требование обеспечения потребления продуктов питания на сред­нем уровне 1991 г. при расчете нормативного объема потребления соответствует необходимости восстановления его уровня у наиболее бедных слоев населения. Потребление этой товарной группы в на­именьшей мере дифференцировалось в 1992-1998 гг. Рассчитанный указанным выше способом нормативный уровень покупок товаров превосходит объем товарооборота 1991 г. на 46%, если исходить из официальных данных о динамике товарооборота в 1992-1998 гг. До­стижение дореформенного уровня по общему объему товарооборота означает меньшие , чем в 1991 г., объемы покупок продовольственных товаров и большие - непродовольственных.

Результаты этого расчета непосредственно не учитывают совре­менный уровень дифференциации потребления и его возможные из­менения в перспективе. Более детальный расчет показывает следую­щее. Если полагать, что потребление должно возрасти у части насе­ления, понесшей потери в результате реформ, а потребление осталь­ной части в реальном выражении остается постоянным, прирост со­вокупного фонда потребления должен составить 44% к уровню 1998 г.

Оценки современного уровня товарооборота по отношению к 1991 г. являются завышенными. Поэтому достижение нормативного уровня потребления у части населения, понесшей потери в результате реформ, в действительности предполагает увеличение совокупного фонда потребления примерно на 50-55%.




Навигация

« Выявление основных проблем уровня жизни в базовом периодеТехнология прогнозных расчетов »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании