Предпосылки и условия социальной стандартизации


 

Понятие социального стандарта

Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется со­стоянием экономики страны. На любом историческом этапе соци­ально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социаль­ной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

В самом общем виде понятие социального стандарта характери­зует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в созна­нии людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.

Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться госу­дарством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражда­нам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения.

Минимальные социальные стандарты

Для решения задач в сфере потребления, обеспечения минималь­ных государственных социальных гарантий гражданам используются главным образом минимальные социальные стандарты. Однако для ре­гулирования отношений в сфере экономики минимальных социаль­ных стандартов недостаточно, так как их применение не создает не­обходимых стимулов для эффективного экономического развития. Например, если налоговая система будет ориентироваться только на низкодоходные группы населения, она не сможет успешно решать задачи как при формировании доходной части бюджета, так и в сти­мулировании экономического развития.

Проведение рыночных преобразований потребовало коренных изменений в распределении ресурсов в обществе. Это привело к су­щественному ограничению роли государства и особенно его феде­рального уровня в распоряжении финансовыми ресурсами. При этом объем социальных обязательств государства не только не сократился, но и существенно возрос в связи с кризисным состоянием экономики.

Ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется рядом негативных тенденций остается неустойчивой динамика ре­альных доходов населения, сохраняется высокий уровень дифферен­циации различных социальных групп по размеру денежных доходов, и при этом значительная их часть имеет доходы ниже прожиточного минимума. Недостаток ресурсов, которыми располагает государство, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гаран­тии граждан в сфере образования, здравоохранения и культуры. Ост­рой проблемой для ряда регионов является задолженность по оплате труда работникам бюджетных организаций и выплате пенсий. Сни­жению остроты указанных проблем могла бы способствовать кон­центрация финансовых ресурсов бюджетов различных уровней на ре­шении приоритетных задач социальной политики.

В связи с этим наибольшую актуальность приобрел вопрос о фор­мировании системы государственных минимальных социальных стандартов в качестве нормативной базы обеспечения конституцион­ных гарантий гражданам. Впервые эта задача сформулирована в еже­годном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 1995 г., где указывалось, что даль­нейшее совершенствование бюджетно-финансовой работы должно осуществляться с использованием государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни В Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие россий­ской экономики в 1995-1997 годах» в качестве приоритетного на­правления социальной политики также рассматривался учет при фор­мировании бюджетов различных уровней государственных мини­мальных социальных стандартов, например минимального потреби­тельского бюджета.

Решение этих задач потребовало разработки и принятия законо­дательных норм, регулирующих процесс социальной стандартизации. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что орга­нами государственной власти различных уровней устанавливаются и обеспечиваются государственные минимальные социальные стандар­ты, отражающие основные жизненные потребности населения, вы­полнение которых гарантируется государством. Дальнейшее развитие нормы социальной стандартизации получили в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Фе­дерации». Социальные стандарты в качестве инструмента бюджетной политики и регулирования межбюджетных отношений закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.




Навигация

« Эволюция мотивации к труду в рыночной экономикеСостояние социального нормирования »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании