Состояние социального нормирования


 

Социальные нормы и нормативы

В практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяется система социальных норм и нормативов по ши­рокому кругу показателей. Значительная часть законодательно уста­новленных или закрепленных другими правовыми актами социаль­ных норм определяет минимальные государственные гарантии и ре­гулирует главным образом сферу доходов, заработной платы, заня­тости, социального обеспечения.

Посредством указанных норм обеспечиваются конституционные права граждан. Большинство этих норм являются обязательствами го­сударства перед различными группами населения и должны обеспе­чиваться за счет его финансовых ресурсов. Однако размеры устанав­ливаемых государством социальных норм во многих случаях опреде­лены без достаточных обоснований и пересматриваются в зависимос­ти от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов. При этом складывается общая тенденция к расширению их круга и относитель­ному снижению уровня регулируемых ими гарантий.

В отраслях социально-культурной сферы - образовании, здраво­охранении, культуре - при формировании бюджетов различных уровней используются социальные нормы и нормативы в натураль­ном выражении, разработанные министерствами и ведомствами. Ука­занные нормы и нормативы скорее можно считать рациональными. Они не ориентированы на реальные возможности деятельности от­раслей и носят рекомендательный характер. Органы власти субъектов Российской Федерации вправе корректировать указанные нормы и нормативы исходя из региональных особенностей и своих финансо­вых возможностей.

Социальные нормы и нормативы в отраслях бесплатного и льгот­ного обслуживания в силу их рекомендательного характера не имеют прямой связи с величиной текущих расходов и капитальных вложе­ний, необходимых для функционирования указанных отраслей. Од­нако их полное обеспечение финансовыми ресурсами нуждается в значительно больших средствах, чем реально выделяемые на эти цели ассигнования. В этих отраслях правовыми актами установлены также нормативы финансовых средств в виде доли валового внутреннего продукта или федерального и местных бюджетов. Эти нормативы пока практически не используются, поскольку оторваны от реального бюд­жетного процесса.

В указанных отраслях не закреплены законодательно наборы об­щедоступных благ и бесплатных услуг, оказываемых государственны­ми и муниципальными учреждениями образования, здравоохранения, культуры. Перечень учреждений, оказывающих такого рода услуги, законодательно установлен только для сферы образования.

Сложившаяся система социальных норм и нормативов недоста­точно структурирована. В ней не выделяются приоритетные показа­тели уровня жизни, связанные с решением неотложных жизненно важных проблем. Устанавливаемые социальные нормы и нормативы не содержат качественных характеристик, а их количественная вели­чина, как правило, недостаточно обоснована, поскольку в основу норм и нормативов не положены требования поддержания опреде­ленного стандарта потребления материальных благ и услуг. В резуль­тате не обеспечивается стабильность уровня государственных гаран­тий, поскольку увеличение стоимостного значения нормы или нор­матива не всегда сохраняет соответствующий набор товаров или услуг.

Совершенствование социального нормирования

Система социального нормирования требует разработки единых подходов к ее организации. Общее законодательство, регулирующее сферу стандартизации, для этой цели явно недостаточно. Закон Рос­сийской Федерации «О стандартизации», принятый 10 июня 1993 г., устанавливает правовые основы стандартизации, под которой подра­зумевается деятельность по установлению требований, обеспечиваю­щих государственную защиту интересов граждан и государства по­средством применения соответствующих нормативных документов.

При этом различаются государственные стандарты и стандарты отраслей, предприятий, общественных объединений. Требования, ус­танавливаемые государственными стандартами, являются обязатель­ными для соблюдения государственными органами управления, субъ­ектами хозяйственной деятельности. Разработка государственных стандартов, проведение научно-исследовательских работ по стандар­тизации, имеющих общегосударственное значение, подлежат обяза­тельному государственному финансированию. В соответствии с Законом государственные стандарты принимает Госстандарт РФ. Они вводятся в действие после их государственной регистрации.

Указанный Закон устанавливает общие принципы стандартиза­ции, которые в значительной мере применимы и к социальной сфере. Однако Законом не определяются понятие, общие требования, предъ­являемые к государственным социальным стандартам, и сфера их дей­ствия. В нем отсутствуют единые требования к содержанию, органи­зации разработки, утверждению, регистрации и порядку применения социальных стандартов. Более того, в Законе оговорено, что его дей­ствие не распространяется на отношения в социальной сфере, кото­рые регулируются другими правовыми актами.




Навигация

« Предпосылки и условия социальной стандартизацииЗадачи социальной стандартизации и требования к социальным стандартам »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании