Направления социальной стандартизации


 

Прожиточный минимум

Разработку государственных минимальных социальных стандар­тов следует осуществлять по двум основным направлениям (группам). Первое из них связано с обоснованием норм прямого действия, ре­гулирующих прежде всего сферу денежных доходов граждан и обес­печивающих гарантии приобретения ими минимума благ и услуг, предоставляемых на платной основе. Второе направление охватывает сферу бесплатного предоставления минимума социально значимых услуг.

По первому направлению разработки государственных минималь­ных социальных стандартов в основу стандартизации должен быть положен прожиточный минимум по основным социально-демографи­ческим группам населения. В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной по­требительской корзины, включающей набор продуктов питания, не­продовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина определяется для населения в целом и для трех основных социальных групп - детей, трудоспособного на­селения и пенсионеров, - минимальные потребительские наборы ко­торых существенно различаются.

Прожиточный минимум устанавливается для Российской Феде­рации в целом и по субъектам Российской Федерации. Потребитель­ские корзины в субъектах Российской Федерации различаются в за­висимости от природно-климатических условий, структуры населе­ния, национальных и региональных традиций потребления. В соот­ветствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими рекомендациями по определению потребительской корзины субъекты Российской Федерации отнесены по продуктам питания к 16 зонам, по непродовольственным товарам и услугам - к трем зонам.

Основу прожиточного минимума составляет набор продуктов пи­тания, который включает 35 наименований продуктов. Набор непро­довольственных товаров составлен с учетом сроков их службы. Ос­новную долю услуг составляют жилищно-коммунальные услуги и транспорт.

Минимум социально значимых услуг

Вторая группа реализации государственных минимальных соци­альных стандартов для отраслей социальной сферы может устанав­ливать минимальный фиксированный набор соци­ально значимых услуг, ограниченный по видам и объему, с указанием порядка их предоставления.

Перечень государственных минимальных социальных стандар­тов в отраслях социальной сферы следует увязывать с целями и за­дачами социальной политики, финансовыми возможностями госу­дарства. В рамках этой работы необходимо выделить по каждой от­расли приоритетные для того или иного этапа социально-экономи­ческого развития направления и основные показатели для разработки и реализации государственных минимальных социальных стандартов. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов - процесс сложный и достаточно длительный, который потребует выбора приоритетов и определенной последовательности.

В основе формирования государственных минимальных социаль­ных стандартов для отраслей социальной сферы должны быть поло­жения Конституции Российской Федерации, закрепляющие социаль­ные гарантии в соответствующих сферах. Конституцией установлено, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, социальную защиту, государственные пенсии и социальные пособия в установленных за­коном случаях; каждый гражданин имеет право на жилище; меди­цинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно; гарантируется общедоступность и бесплатность общего среднего и начального про­фессионального образования, а также общедоступность дошкольного и на конкурсной основе - бесплатность среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; закреплено право каждого гражданина на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Гражданам гарантируется право на полу­чение квалифицированной юридической помощи, которая в установ­ленных законом случаях оказывается бесплатно.

С учетом этих конституционных положений выделены приори­тетные направления социальной стандартизации-

  • доходы населения, включая оплату труда и пенсионное обес­печение;
  • социальная защита граждан,
  • образование;
  • здравоохранение,
  • культура,
  • социальное обслуживание населения,
  • жилищно-коммунальное хозяйство,
  • юридическая помощь гражданам

Важнейшим государственным минимальным социальным стан­дартом, регулирующим сферу доходов населения, является прожи­точный минимум по основным социально-демографическим груп­пам.

Государственными минимальными социальными стандартами в сфере оплаты труда устанавливаются минимальный размер оплаты труда, закрепленный федеральным законом, и тарифная став­ка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Минимальный размер оплаты труда постепенно, по мере приближения к уровню, обеспечивающему вос­производство рабочей силы, станет исходной величиной для диффе­ренциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также по другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между наемными работниками и работода­телями.

В сфере пенсионного обеспечения к стандартам сле­дует относить законодательно устанавливаемые минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий.

Государственными минимальными стандартами в сфере со­циальной защиты являются государственные пособия гражда­нам по безработице, пособия семьям с детьми, социальные пособия малоимущим.

К государственным минимальным социальным стандартам в области образования относятся общедоступные бесплатные ус­луги государственных и муниципальных образовательных учрежде­ний. В набор общедоступных бесплатных услуг включены услуги го­сударственных и муниципальных образовательных учреждений, пере­чень которых закреплен Федеральным законом «Об образовании» и устанавливается в качестве государственного минимального социаль­ного стандарта. В состав государственных минимальных социальных стандартов включаются нормы обеспеченности населения образова­тельными услугами государственных и муниципальных учреждений.

Качество услуг образования регулируется образовательны­ми стандартами. К минимальным социальным стандартам в сфере образования относятся также нормы социальной поддержки отдельных категорий обучающихся (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с физическими и умственными не­достатками и др.).

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотре­но установление государственных стандартов, определяющих общие контуры единой системы образования.

В соответствии с указанным законом утвержден государственный стандарт высшего профессионального образования, которым уста­новлены его структура, общие требования к содержанию высшего об­разования, к основным профессиональным образовательным про­граммам и условиям их реализации, обязательные дисциплины по каждому направлению и каждой специальности, нормативы учебной нагрузки, порядок разработки и утверждения государственных тре­бований к уровню подготовки выпускников.

Правительством Российской Федерации утвержден также порядок разработки государственного стандарта среднего профессионального образования, проводится подготовка государственных стандартов об­щего среднего образования.

Меры по стандартизации в сфере образования направлены на формирование единых критериев оценки его уровня и квалификации выпускников. Государственные образовательные стандарты, отражая качественную сторону деятельности отрасли, не затрагивают вопро­сов приоритетности направлений и специальностей образования, ма­териального и кадрового обеспечения государственных образовательных стандартов. Эти задачи должны решаться путем законодательного закрепления государственных минимальных социальных стандартов в сфере образования.

Государственные минимальные социальные стандарты в здра­воохранении, утверждаемые на федеральном уровне, должны обеспечить предусмотренные законодательством об охране здоровья услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической, скорой и стаци­онарной медицинской помощи, а также услуги санитарного и про­филактического характера в государственных и муниципальных ле­чебно-профилактических учреждениях. К этим стандартам относятся перечень бесплатных услуг здравоохранения, финансируемых за счет бюджетов всех уровней и фондов обязательного медицинского стра­хования. В состав государственных минимальных социальных стан­дартов следует также включить нормативы обеспеченности услугами указанных учреждений.

Стандарты качества медицинского обслуживания устанавливают объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам лечения.

К бесплатным услугам в сфере культуры относятся только услуги библиотек. Вместе с тем, учитывая высокую социальную зна­чимость этой сферы, к общедоступным услугам в связи с низким уров­нем стоимости билетов следует также отнести услуги музеев, театров, учреждений клубного типа, парков, зоопарков и ряда других учреж­дений культуры, перечень которых должен регулироваться соответ­ствующим законодательством. В качестве государственных мини­мальных социальных стандартов в сфере культуры устанавливаются перечень бесплатных и общедоступных услуг соответствующих уч­реждений и нормы обеспеченности ими населения.

Государственные минимальные социальные стандарты соци­ального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, ос­тавшихся без попечения родителей, и других категорий населения, нуждающихся в посторонней помощи и поддержке, включают пере­чень необходимых им услуг, нормы обеспеченности ими населения, а также нормы обеспеченности инвалидов и других нуждающихся средствами реабилитации.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве государственных минимальных социальных стандартов ус­танавливаются набор жилищно-коммунальных услуг, финансируемых с использованием средств бюджетов всех уровней, нормы потребле­ния жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного жителя в год, социальная норма площади жилья, предельная стоимость предоставляемых услуг в расчете на одного жителя в год и другие показатели, предусмотренные законодательством в целях реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, к государственным минимальным социальным стандартам жилищно-коммунального хо­зяйства относятся нормы предоставления жилья малоимущим и иным предусмотренным законодательством категориям граждан бесплатно или за доступную плату.

В качестве государственных минимальных социальных стандартов юридической помощи гражданам устанавливаются виды бесплатной помощи, оказываемой адвокатами, а также перечень лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий, опреде­ляемый федеральными законами.

По мере улучшения положения в экономике сфера социальной стандартизации может и должна быть расширена. При этом количе­ственные значения стандартов также должны возрасти.




Навигация

« Задачи социальной стандартизации и требования к социальным стандартамПрименение социальных стандартов »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании