Применение социальных стандартов


 

Нормативы финансовых затрат

При стабильном уровне финансирования социальной сферы и четком определении круга обеспеченных финансовыми ресурсами приоритетов социальной политики государственные минимальные социальные стандарты являются основой для расчета нормативов фи­нансовых затрат на предоставление государственных услуг по соответ­ствующим направлениям социальной политики.

Указанные финансовые нормативы представляют собой удельные показатели объема расходов в расчете на человека или организацию (учреждение) соответствующего типа. На основе финансовых норма­тивов расходов определяется минимальная бюджетная обеспечен­ность, которая, в свою очередь, является основой распределения средств финансовой поддержки регионов.

При этом все бюджета составляются и исполняются на основе приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением государственных минимальных социальных стандартов. Другие рас­ходы включаются в проект бюджета при условии соблюдения госу­дарственных минимальных социальных стандартов на уровне мини­мальной бюджетной обеспеченности.

Распределение средств финансовой поддержки регионов

При существующей нестабильности формирования доходной и расходной частей бюджетов различных уровней, а тем более нередком сокращении бюджетных ресурсов вряд ли целесообразно на федераль­ном уровне устанавливать фиксированные минимальные значения стандартов, финансирование которых гарантировано государством. Это может привести к фактической передаче федеральному бюджету финансирования минимальных расходов по соответствующим ста­тьям, что будет ограничивать самостоятельность субъектов Россий­ской Федерации в финансировании социальной сферы. Более оправ­данным было бы использование указанных показателей для распре­деления средств финансовой поддержки, выделяемых регионам из федерального бюджета через трансферты.

Определение регионов, нуждающихся в социальных трансфертах, и сумм их финансовой поддержки можно осуществлять в определен­ной последовательности. Исходной информацией при расчетах к про­екту федерального бюджета служит абсолютная величина социального трансферта регионам, закладываемая в проект, и данные об испол­нении региональных бюджетов в базовом году. Для более корректного ранжирования используются данные региональных бюджетов, «очи­щенные» от дотаций из федерального бюджета.

При ранжировании субъектов Российской Федерации по крите­рию среднедушевых расходов региональных бюджетов на социальную сферу применяется приведение этих показателей. В качестве коэф­фициентов приведения следует использовать соотношения между рассчитанными на основе минимальных социальных стандартов нор­мативными объемами финансирования отраслей социальной сферы по отдельным регионам. При расчете приведенных среднедушевых затрат региональных бюджетов на социальную сферу необходимо по­казатели среднедушевых затрат по каждому региону разделить на со­ответствующий этому региону коэффициент приведения. Ранжиро­вание регионов по критерию приведенных среднедушевых затрат на социальную сферу является исходным для определения регионов, нуждающихся в финансовой поддержке, а также размеров транс­фертов.

В дальнейших расчетах целесообразно использовать сумму сред­недушевых приведенных расходов по всем направлениям и статьям финансирования. Это позволяет учесть при определении нуждающих­ся в финансовой поддержке регионов их реальные возможности фи­нансирования социальной сферы в целом и исключить минимальные среднедушевые расходы по отдельным статьям, которые носят слу­чайный характер.

Распределение предусмотренных в федеральном бюджете средств на повышение минимального уровня расходов бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом величины отклоне­ния среднедушевых приведенных расходов на социальную сферу по каждому субъекту Российской Федерации от соответствующих расхо­дов по Российской Федерации в целом. Для этого может быть выделена группа субъектов Российской Федерации, среднедушевые приведен­ные расходы которых ниже средней величины по Российской Федера­ции, и определена по каждому из них величина расходов, недостающая до среднероссийского уровня. Общая сумма средств, выделяемых на повышение минимального уровня расходов бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации на социальную сферу, распределяется между ре­гионами пропорционально величине указанных отклонений.

Величина суммы финансовой поддержки, направляемой на со­циальную сферу, учитывается в общей сумме трансферта бюджету со­ответствующего субъекта Российской Федерации. Распределение этой суммы по направлениям и статьям расходов должно осущест­вляться органами управления субъектов Российской Федерации с уче­том ситуации в регионе.

Возможна также иная схема распределения социальных трансфер­тов нуждающимся регионам. При этом финансовая помощь оказы­вается регионам, имеющим наиболее низкие показатели приведенных затрат. Регион с наиболее низким уровнем обеспеченности собствен­ными финансовыми ресурсами уравнивается с предшествующим ему по уровню приведенных затрат. Указанная процедура повторяется до полного распределения средств, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

Выводы

1. Социальные стандарты используются государством в качестве инстру­мента управления социальным развитием, при разработке политики доходов и заработной платы, распределении направляемых в социальную сферу ре­сурсов, реализации социальных программ, обеспечении социальных гаран­тий гражданам.

2. Основную часть установленных законодательными и нормативными актами социальных стандартов составляют минимальные социальные нормы в сфере доходов, заработной платы, занятости и социального обеспечения, гарантированные государством. По мере улучшения положения в экономике применение социальной стандартизации может быть расширено.

3. На федеральном уровне устанавливаются единые для России соци­альные стандарты размеров денежных выплат и наборов социальных услуг в натуральном выражении. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право корректировать их с учетом местных условий, не сокращая уро­вень потребления и не ухудшая качества услуг.

4. Обеспечение государственных минимальных социальных стандартов осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом суммы финансовой поддержки регио­нам определяются исходя из общероссийских социальных стандартов.




Навигация

« Направления социальной стандартизацииОсновы государственного регулирования доходов и заработной платы »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании