Основные элементы системы территориального регулирования заработной платы


 

Система территориального регулирования заработной платы складывалась постепенно, начиная с первых лет советской власти, и изменялась применительно к экономической ситуации в стране. В систему территориального регулирования включены следующие элементы:

  • районные коэффициенты к заработной плате;
  • процентные надбавки к заработной плате (ранее надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и уч­реждениях в районах Крайнего Севера, приравненных к ним мест­ностях и в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока);
  • коэффициенты к заработной плате за пустынность и безвод­ность местности;
  • коэффициенты за высокогорность местности;
  • отдельные гарантии и компенсации лицам, работающим и про­живающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним мест­ностях, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Применяемые для жителей северных и восточных территорий эле­менты районного регулирования оплаты труда и отдельные компен­сации в обобщенном виде представлены в Законе Российской Феде­рации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, рабо­тающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г.

Принципы районирования территории

Исходной базой для разработки региональной политики, в том числе территориального регулирования оплаты труда, является рай­онирование территории России по природно-климатическим условиям жизнедеятельности населе­ния.

В период подготовки к упорядочению заработной платы в 1958- 1962 гг. Институтом географии АН СССР было проведено райониро­вание территории страны по пяти природно-климатическим зонам, которое использовалось для обоснования наборов потребительских корзин нормативных потребительских бюджетов (минимальных и ра­циональных). В 1986-1987 гг. при подготовке концепции районного регулирования оплаты труда на перспективу по заданию Госкомтруда СССР Институт географии АН СССР продолжил работу по райони­рованию территории России по природным условиям жизни населения, в основу которого положена дискомфортность (неблагоприят­ность) природно-климатических условии для жизнедеятельности.

В дальнейшем в соответствии с постановлением Совета Мини­стров РСФСР №76 от 4 февраля 1991 г. коллективом ученых ИЭП Кольского научного центра РАН, Института географии РАН, Инсти­тута труда и других научных учреждений была выполнена работа по принципиально новому районированию территории России с исполь­зованием критерия дискомфортности условий прожи­вания населения. Под дискомфортностью понимается состоя­ние окружающей среды, влияющее на жизнедеятельность человека и его здоровье. При районировании по критерию дискомфортности в наибольшей степени учтена пригодность территории для заселения, что позволяет выделить местности, где для воспроизводства рабочей силы требуются дополнительные компенсации.

В дополнение к физико-географическому и медико-географичес­кому районированию для определения уровня дискомфортности ус­ловий жизни населения на любой территории и уточнения границ зон дискомфортности разработана методика интегральной оценки степени дискомфортности, учитывающая комплекс факторов, влия­ющих на жизнедеятельность населения. Интегральная оценка выра­жается в баллах.

На территории России выделено пять зон дискомфортности (не­благоприятности) условий проживания: 1-я - абсолютно диском­фортная; 2-я - экстремально дискомфортная; 3-я - умеренно дис­комфортная; 4-я - относительно комфортная; 5-я - комфортная.

Территория Севера включена в первые три зоны дискомфортнос­ти. Кроме того, в абсолютно дискомфортной зоне выделены терри­тории Арктики и Субарктики и проведены их границы. К территориям с благоприятными природно-климатическими условиями для прожи­вания человека можно отнести экономические районы: Северо-Западный (центр и юг), Центральный (центр и юг), Центрально-Чер­ноземный, Поволжский (исключая полупустыни), Уральский (юг), Северо-Кавказский (исключая полупустынные и высокогорные мест­ности). В Западной Сибири и на Дальнем Востоке незначительную часть территорий также можно отнести к комфортным зонам.

Указанное районирование может быть использовано при разра­ботке:

  • социально-экономических программ развития регионов и Рос­сии в целом;
  • проведения расселенческой политики, а в современных усло­виях - переселения с северных территорий;
  • разработки набора потребительских корзин для разных групп населения по регионам и определения на ее основе прожиточных ми­нимумов;
  • обоснования системы компенсаций для работающих и прожи­вающих на территориях с экстремальными природно-климатически­ми условиями.

На Юге России на несколько других методических принци­пах, чем на Севере, выделены полупустынные и безводные местности, проживание в которых также неблагоприятно для жиз­недеятельности человека. В летний период под влиянием жаркого и сухого климата резко снижаются работоспособность человека и про­изводительность его труда, а плохая обеспеченность питьевой водой или использование ее без предварительной очистки (минерализован­ная, бактериально загрязненная и т.д.) приводят к заболеваниям.

К полупустынным и безводным местностям отнесены территории Астраханской области (за исключением Волго-Ахтубинской поймы), Республики Калмыкия, северной части Республики Дагестан (по линии железной дороги Грозный - Махачкала), а также отдельные местности в Алтайском крае и Саратовской области.

В республиках Северного Кавказа, Алтай, Тыва встречаются вы­сокогорные местности с высотами более 1500 м над уровнем моря, где пребывание некоренного населения осложнено возникно­вением гипоксии (горной болезни).

Районные коэффициенты к заработной плате

Основным элементом в системе территориального регулирования оплаты труда являются районные коэффициенты, которые применя­ются к заработной плате более 2/5 работающих в России.

Районные коэффициенты - надбавка к заработной плате, уста­новленная в процентном отношении к ней. Они призваны компен­сировать работникам различие в стоимости жизни по регионам, обу­словленные неодинаковыми потребностями (набор потребительской корзины) и разным уровнем цен на товары и тарифов на платные услуги. В 60-80-е гг. размеры районных коэффициентов определя­лись на основании различий в стоимости минимальных потребитель­ских бюджетов мужчины трудоспособного возраста сравниваемого и базисного районов. Если размеры районных коэффициентов устанав­ливались выше указанных различий, то они, кроме компенсацион­ной, выполняли стимулирующую функцию привлечения кадров на отдельные предприятия или территории.

Районные коэффициенты, установленные выше различий в сто­имости жизни сравниваемого и базисного районов, как правило, при­менялись на предприятиях (организациях), которые имели в тот пе­риод особую народно-хозяйственную значимость, а также на стро­ительстве промышленных объектов или освоении природных ресур­сов в отдаленных и малообжитых местностях.

Районные коэффициенты первоначально устанавливались к за­работной плате работников производственных отраслей в северных и восточных районах, затем - работников бюджетной сферы. Вслед за южными районами Дальнего Востока и Восточной Сибири они были введены для работников предприятий и организаций юга За­падной Сибири и Урала, а также южных районов европейского Севера (Республики Карелия и Коми, Архангельская область).

Действующие районные коэффициенты установлены в следую­щих размерах:

 

Районы Крайнего Севера:

север Дальнего Востока 1,60-2,0

север Западной и Восточной Сибири 1,40-1,80

север европейской части России 1,40-1,80

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера:

дальневосточные районы 1,40-1,60

остальные районы 1,20-1,40

южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири 1,20-1,30

южные районы Западной Сибири, Урал 1,15; 1,20; 1,25

 

После 1958-1962 гг. районные коэффициенты повышались пре­имущественно для отдельных территорий и предприятий. Постанов­лением Совета Министров РСФСР «О некоторых мерах по социаль­но-экономическому развитию районов Севера» от 4 февраля 1991 г. № 76 местным органам исполнительной власти по согласованию с профсоюзными органами предоставлено право устанавливать район­ные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пре­делах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предпри­ятий и организаций, бюджетов республик, краев, областей и авто­номных округов, местных бюджетов.

Районные коэффициенты не образуют тарифных ставок и долж­ностных окладов и начисляются на ежемесячный заработок, в кото­рый включаются: оплата труда по сдельным расценкам или за отра­ботанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквар­тально или единовременно.

Чтобы не допускать излишеств в заработной плате, районный ко­эффициент длительный период начислялся на заработок, не превы­шающий 300 руб. в месяц. В 1991 г. в условиях ожидаемой инфля­ции ограничение размера заработка, на который начислялся район­ный коэффициент, было отменено. В ст. 10 Закона Российской Фе­дерации от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и ком­пенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и не­производственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.

Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ог­раничения ее максимального размера. Выплаты районного коэффи­циента учитываются во всех случаях исчисления средней заработной платы. Этот порядок начисления районных коэффициентов распро­страняется на южные районы Западной и Восточной Сибири, Даль­него Востока и Уральский район.

За 40 лет, прошедших после введения в практику системы район­ного регулирования заработной платы, экономическая ситуация в стране изменилась. Поэтому необходимо оценить, насколько изме­нились территориальные различия в стоимости жизни населения и в какой мере введенные ранее районные коэффициенты соответствуют этим различиям.

В Институте труда Минтруда РФ проведены расчеты территори­альных различий в стоимости жизни по регионам на основе мини­мальных потребительских бюджетов (МПБ) мужчины трудоспособ­ного возраста и определены их различия по сравнению с базисным районом (Московская область). Результаты расчетов приведены в табл. 12.1.

Таблица 12.1.

Соотношение различий в стоимости МПБ мужчины трудоспособного возраста по регионам и действующих размеров районных коэффициентов по регионам (% к Московской области)

 

 

Республики, края, области

 

 

 

 

Различие в стоимости

минимального

потребительского бюджета

мужчины трудоспособного

возраста, в ценах апреля

 

Размер

районного

коэффициента

 

 

 

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что для выполнения районными коэффициентами основной функции - компенсации различий в стоимости жизни населения - они в ряде северных и вос­точных регионов должны быть повышены, особенно для работников бюджетной сферы.

В соответствии со ст. 9, 20, 23 и 30 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. районные коэффициенты начис­ляются на пособия по безработице; на стипендию лицам, обучаю­щимся в общеобразовательных учреждениях начального профессио­нального, высшего профессионального и послевузовского професси­онального образования; на размеры компенсаций семьям, имеющим детей; трудовые и социальные пенсии.

Надбавки за работу в регионе

Вторым элементом в системе районного регулирования являются процентные надбавки к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Се­вера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Вос­точной Сибири и Дальнего Востока.

Термин «Крайний Север» впервые был предусмотрен законода­тельством в начале 30-х гг. С тех пор в состав северных территорий несколько раз вносились серьезные изменения. В настоящее время установлен следующий перечень субъектов РФ и их административ­ных единиц (районов, городов), отнесенных к районам Крайнего Се­вера и приравненным к ним местностям (укрупненный перечень).

 

Районы Крайнего Севера

Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Республика Коми; города Воркута и Инта

Ямало-Ненецкий автономный округ

Таймырский автономный округ

Эвенкийский автономный округ

города Игарка и Норильск Красноярского края

Республика Саха (Якутия)

Магаданская область

Камчатская область

Хабаровский край. Аяно-Майский и Охотский районы

Сахалинская область: Курильские острова, Ногликский и Охинский районы

 

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера

Архангельская область

Республика Карелия

Республика Коми (остальные районы)

Ханты-Мансийский автономный округ

Томская область (север)

Красноярский край (Туруханский район и Приангарье)

Иркутская область (север)

Республика Бурятия (север)

Читинская область (север)

Амурская область (север)

Хабаровский край (центральные и восточные районы)

Приморский край (восточное побережье)

Сахалинская область (центральные и южные районы)

 

Для усиления материальной заинтересованности в привлечении и закреплении кадров в южных районах Восточной Сибири и Даль­него Востока в 1986-1990 гг. были введены надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в размере 30%.

Надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы (про­центные надбавки) были средством повышения уровня оплаты труда, обеспечения более высокого уровня реальной заработной платы и, следовательно, использовались для привлечения и закрепления кад­ров в районах с суровыми природными условиями, где предусматри­валось развитие производительных сил.

Механизм исчисления надбавок таков: они выплачиваются работ­никам, имеющим необходимый стаж работы на предприятиях дан­ного района, и возрастают до определенного предела в зависимости от продолжительности непрерывного стажа работы. Действующая шкала процентных надбавок в районах Крайнего Севера, приравнен­ных к ним местностях, в южных районах Сибири и Дальнего Востока приведена в табл. 12.2.

Таблица 12.2.

Процентные надбавки к заработной плате

Районы

Размеры надбавок

Максимальный размер надбавки

 

Шкала начисления надбавок построена таким образом, что во всех районах в максимальном проценте к заработку она могла быть на­числена после пяти лет работы.

Процентная надбавка к заработной плате начисляется со дня воз­никновения у работника права на нее, т.е. при достижении стажа для начисления первой надбавки (полгода, год). В заработок, на который начисляются надбавки, включаются: сдельный заработок или зарабо­ток за отработанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесяч­но, ежеквартально или единовременно.

Учитывая, что процентные надбавки выплачиваются при наличии стажа работы в данной местности (Крайний Север, приравненные к нему местности, южные районы Восточной Сибири и Дальнего Вос­тока), важно четко определить порядок исчисления трудового стажа. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» пре­дусмотрено, что трудовой стаж, дающий право на получение процент­ной надбавки к заработной плате лицам, работающим в перечислен­ных местностях, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением уволь­нения за виновные действия.

При переходе на работу в другой район или местность (из числа указанных) работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, размер процентной надбавки к заработной плате пересчитывается пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в порядке, установленном по новому месту работы.

По действующему законодательству процентные надбавки начис­ляются на стипендии студентам и на компенсации семьям, имеющих детей.

Коэффициенты к заработной плате за пустынность, безводность и высокогорность местности

Коэффициенты за пустынность и безводность местности введены в 1959 г. В них учитывался уровень обеспеченности населения питье­вой водой и тяжелые природно-климатические условия. Коэффици­енты были введены для компенсации снижения работоспособности и производительности труда работников в пустынной и безводной местности.

В настоящее время коэффициенты за пустынность и безводность на территории России применяются к заработной плате работников, занятых на Черных землях и Кизлярских пастбищах в республиках Калмыкия, Дагестан, а также в Астраханской и Саратовской областях и Алтайском крае. Коэффициенты установлены по пяти категориям местности в размерах 1,10-1,40.

Для повышения материальной заинтересованности рабочих и слу­жащих в работе в высокогорных районах в 1959 г. были введены ко­эффициенты к заработной плате в зависимости от высоты местности в следующих размерах: на высоте 1500-2000 м над уровнем моря до 1,15; 2000-3000 м - 1,30 и свыше 3000 м -до 1,40. На территории России коэффициенты за высокогорность применяются в республиках Алтай и Тыва, республиках Северного Кавказа.

Компенсации населению за работу и проживание в экстремальных природно-климатических условиях

К территориальному регулированию оплаты труда относятся и компенсации населению за экстремальные усло­вия проживания на Севере, которые выплачиваются из фонда оплаты труда или прибыли предприятия.

Необходимость применения компенсаций определяется тем, что для большей части Севера характерны длительные и холодные зимы и непродолжительное лето, жесткий температурно-ветровой режим, полярная ночь и полярный день или очень короткий зимний день, недостаток ультрафиолетовой радиации, сильные иономагнитные возмущения. Эти природные характеристики, действующие в отдель­ности или в совокупности, оказывают отрицательное влияние на здо­ровье работников и подрастающее поколение.

Для смягчения влияния природно-климатических условий Севера на здоровье и работоспособность работающих, а также их семей по действующему законодательству применяются компенсации. К ним относятся:

  • дополнительный отпуск;
  • оплата проезда к месту использования отпуска и обратно ра­ботнику и членам его семьи;
  • снижение возраста и сокращение трудового стажа для назна­чения пенсии.

Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается дифференцированно в зависимости от расположения предприятия, организации:

  • в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день;
  • в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней;
  • в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока - 7 рабочих дней.

Полное и частичное соединение отпусков лицом, работающим на указанных территориях, допускается не более чем за два года. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в два года не засчитывается в срок отпуска.

Оплата проезда к месту использования отпуска и обратно рабо­тающему и членам его семьи один раз в два года за счет средств пред­приятия обеспечивает экономическую поддержку северян для орга­низации отдыха, сохранения родственных связей, устройства детей в учебные заведения и др.

По действующему законодательству за счет средств субъектов РФ (при их наличии) разрешается компенсировать расходы на оплату проезда пенсионерам по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно на территории РФ один раз в два года. Этим правом поль­зуются только пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 календарных лет (женщины) и 20 календарных лет (мужчины), и пенсионеры по инвалидности, проживающие в указанных районах и получившие ин­валидность в период работы в них.

Для работающих на Севере устанавливается льготный порядок вы­хода на пенсию по возрасту. Пенсия в связи с работой в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях устанавливается муж­чинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В последние годы в ряде районов Севера прекращается работа убыточных предприятий. Жители связанных с ними городов и по­селков переселяются в другую местность. Поэтому важное значение получили компенсации: расходов по выезду из районов Крайнего Се­вера и приравненных местностей; за сдаваемое на Севере жилье и на приобретение жилья за пределами Севера.

Для осуществления переселения граждан с Севера и обеспечения их жильем разработана Федеральная целевая программа «Строитель­ство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выез­жающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местнос­тей», утвержденная постановлением Правительства Российской Феде­рации от 10 июля 1995г. № 700. В ней предусмотрено финансовое обес­печение строительства жилья для граждан, выезжающих из указанных регионов, объемные и структурные характеристики программы стро­ительства жилья и районы, предпочтительные для строительства.




Навигация

« Целевая направленность политики территориального регулированияИзменения системы территориального регулирования доходов и заработной платы в рыночной экономике »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании