Реформирование социального страхования


 

Основные направления реформы

Для действующей системы государственного социального страхо­вания, особенно в отношении размеров страховых взносов, уровня, условий назначения и выплаты пособий, в большей степени характер­ны принципы социального обеспечения. В большинстве видов соци­ального страхования отсутствует дифференциация страховых взносов, что не позволяет повысить экономическую заинтересованность рабо­тодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. Внебюджетные социальные фонды часто выполняют несвойственные страхованию функции, выплачивая пособия по социальному вспомо­ществованию, компенсации и оплачивая другие нестраховые расходы.

Размеры страховых фондов по видам страхования определяются без достаточного обоснования. Отсутствует единая законодательная база системы государственного социального страхования. Вследствие этого при высоких страховых тарифах (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень социальных выплат явно недостаточен, а социальные страховые фонды постоянно испытывают финансовые затруднения.

Целью реформирования государственного социального страхова­ния является создание финансово устойчивой системы, обеспечиваю­щей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использова­ние страховых средств.

Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по двум приоритетным направлениям.

Во-первых, это установление экономически обоснованных раз­меров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, ста­жем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов. Решить проблему можно на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повыше­ния заинтересованности граждан в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроля за расходованием средств страховых фондов.

Во-вторых, будут изменены требования к предоставлению соци­альных пособий. Здесь должен соблюдаться принцип, в соответствии с которым при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка.

Предстоит реформировать систему страховых плате­жей и взносов в государственном социальном страховании. При этом предусматривается ввести трехканальную схему поступления средств, в соответствии с которой большая часть нагрузки будет при­ходиться на работодателя, а меньшая - распределяться между работ­ником и государством.

Соотношение между уплачиваемыми взносами намечается устанав­ливать в зависимости от вида страхования. Так, страхование, связанное с вредом, причиняемым здоровью работника, должно осуществляться полностью за счет взносов работодателей, а страхование минимальных гарантий неработающим гражданам - за счет бюджетных средств.

Существенным фактором совершенствования системы страховых взносов должна стать дифференциация тарифов в зависимости от ве­личины расходов по каждому виду страхования. Эта величина обусловлена уровнем общей и профессиональной заболеваемости, про­изводственного травматизма и других социальных и профессиональ­ных рисков. Дифференциация тарифов будет побуждать работодателя принимать меры по улучшению условий и охраны труда, по профи­лактике и снижению заболеваемости работающих. Постепенное рас­ширение участия работников в уплате страховых взносов по мере роста реальных доходов населения позволит повысить роль личных доходов в решении социальных проблем.

Создание правовой базы и новой системы управления

Важнейшей частью реформирования социального страхования является создание адекватной правовой базы и системы управления. Федеральный закон «Об основах государственного социального стра­хования в Российской Федерации» должен стать рамочным законом, на основе которого будут подготовлены и приняты федеральные за­коны по отдельным видам страхования.

В 1998 г. был принят Федеральный закон «Об обязательном социаль­ном страховании от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний», требующий формирования новой системы соци­ального страхования, подобной существующей в развитых странах. В Рос­сии исполнение нового закона возложено на Фонд социального страхо­вания РФ, что еще более усложняет его функции. В связи с этим необ­ходимо принятие закона «О видах обязательного социального страхования в Российской Федерации», который позволил бы построить систему фон­дов социального страхования в России по примеру развитых стран.

Сложность решения всех этих задач требует сохранения в пере­ходный период за государством функции управления системой соци­ального страхования. В отдельных видах обязательного социального страхования в ближайшие годы будет расширяться участие страховых организаций, имеющих лицензии и удовлетворяющих специальным требованиям, которые обеспечивают гарантии выполнения страховых обязательств. В более отдаленной перспективе ряд функций социаль­ного страхования будет осуществляться самоуправляемыми профес­сиональными объединениями работников и работодателей на отрас­левом и региональном уровнях при сохранении за государством за­конодательных и контрольных функций.

При достижении устойчивого экономического роста, трансфор­мации российской экономики в социально ориентированное рыноч­ное хозяйство смешанного типа социальное страхование наряду с го­сударственными бюджетными гарантиями станет основой современ­ной системы социальной защиты населения, сводя к минимальным показатели нищеты и малообеспеченности населения страны.

Выводы

1. Современная система социальной защиты населения включает госу­дарственные социальные гарантии, социальное страхование и социальную помощь.

2. Социальное страхование является формой социальной защиты насе­ления от различных социальных рисков, связанных с потерей работы, тру­доспособности, жизни и доходов.

3. Особенностью социального страхования является его финансирование из целевых внебюджетных фондов, формируемых из страховых взносов ра­ботодателей и работников при поддержке государства.

4. Обязательное социальное страхование является особой разновиднос­тью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные фонды. Добровольное социальное страхование обеспечивает дополнительную страховую защиту граждан от социальных рисков на основе коллективной солидарности работников и работодателей.

5. Средства социального страхования используются в виде денежных вы­плат пенсий и пособий, финансирования социальных услуг и предоставления льгот.

6. Формирование современной системы социального страхования в Рос­сии потребовало создания системы государственных внебюджетных фондов, включающих Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и террито­риальные) и Государственный фонд занятости населения РФ.

7. Обострение проблем социального страхования в России обусловлено противоречием между растущими социальными потребностями населения в переходный период и сокращением ресурсов государственных внебюджетных фондов в условиях экономического кризиса.

8. Главное направление пенсионной реформы в России связано с фор­мированием трехуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей базовую (социальную) пенсию, страховую и негосударственную пенсии.

9. Важным направлением реформы социального страхования в России является реорганизация фондов социального страхования по видам соци­альных рисков. Это предполагает объединение Фонда социального страхо­вания РФ с фондами обязательного медицинского страхования в единую систему обязательного страхования на случай болезни по примеру развитых зарубежных стран.

10. Реформа системы страхования от безработицы в РФ предполагает переход к активной политике занятости с повышением уровня страховых тарифов в условиях растущей безработицы в стране.

11. Другим направлением реформы является введение обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с формированием нового внебюджетного фонда, финансируемого за счет взносов работодателей, с дифференциацией тарифов в зависи­мости от уровня профессиональных рисков в различных отраслях экономики.

12. Постепенное расширение участия работников в уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на основе введения пер­сонифицированного учета и по мере роста реальных доходов населения по­зволит снизить налоговую нагрузку работодателей и повысить доходы соци­ального страхования.

13. Совершенствование системы управления государственными внебюд­жетными фондами социального страхования предполагает повышение роли представителей работников и работодателей в органах управления этих фондов.

14. Конечной целью реформирования государственного социального страхования в РФ является создание финансово устойчивой системы вне­бюджетных фондов, обеспечивающих гражданам государственные гарантии по защите от социальных и профессиональных рисков при наиболее эффек­тивном использовании их ресурсов.




Навигация

« Формирование и использование внебюджетных фондовВиды и последствия инфляции »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании