Индексация денежных доходов граждан


 

Правовые основы индексации

В связи с негативными тенденциями в формировании реальной заработной платы и других доходов населения в современных рос­сийских условиях весьма остро ощущается необходимость их индек­сации (см. гл. 11).

Правовые основы и механизмы ее осуществления определены еще в 1992 г. Законом Российской Федерации «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» и статьей 811 КЗоТ РФ. Однако в полной мере механизмы, предусмотренные этими норма­тивными актами, в практике хозяйствования не задействованы.

Между тем мировой опыт свидетельствует, что индексация как устанавливаемый государством механизм увеличения денежных до­ходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен позволяет поддерживать покупательную способность денежных до­ходов и сбережений. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирова­ния доходов (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, со­циальных пособий др.). Такого рода меры периодически осуществляются, но, поскольку темпы повышения государственных гарантий от­стают от роста цен, они не достигают своих целей.

В соответствии с законом об индексации денежных доходов ей подлежат:

  • оплата труда работников предприятий, учреждений и органи­заций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяю­щих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;
  • государственные пенсии, стипендии, социальные пособия (се­мьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и дру­гие), кроме единовременных;
  • вклады граждан в Сберегательном банке;
  • государственные займы и иные государственные ценные бума­ги, взносы в организации государственного страхования.

Для индексации денежных доходов и сбережений должен исполь­зоваться индекс потребительских цен на товары, а также платные ус­луги. Законом определено, что он рассчитывается нарастающим ито­гом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, по­лученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося потребления за предыду­щий год по фиксированному набору основных потребительских то­варов и услуг (без товаров и услуг необязательного пользования).

Наблюдение за изменением потребительских цен призвана осу­ществлять специальная государственная служба, действующая в со­ставе региональных и местных статистических органов Информация об индексе потребительских цен ежеквартально публикуется в офи­циальных изданиях государственной статистики и периодической пе­чати.

Порог индексации

Законом «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (от 25 сентября 1992 г.) установлен порог индексации - ин­декс потребительских цен, с которого должна начисляться индексация денежных доходов и сбережений. Он установлен в размере 6%.

Денежные доходы граждан в виде оплаты труда, государственных пенсий, стипендий, социальных пособий подлежат индексации в сле­дующем порядке (ст. 5 названного Закона):

  • первая часть дохода, равная полуторной величине минималь­ной месячной заработной платы, установленной законом, - на ин­декс потребительских цен;
  • вторая последующая часть дохода, равная полуторной величи­не минимальной заработной платы, - на 50% индекса потребитель­ских цен.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оп­латы труда, подлежащий индексации, определяется с учетом этих ко­эффициентов.

Законом установлено правило, согласно которому сбережения граждан в сберегательном банке России индексируются путем изме­нения процентных ставок по вкладам.

Источники средств для индексации

В качестве источников средств для индексации, согласно Указу Президента РФ от 12 декабря 1993 г. № 2288, выступают:

  • оплаты труда работников бюджетных организаций (учрежде­ний здравоохранения, образования, науки, культуры и др.), социаль­ных пенсий и пособий - ассигнования из соответствующих бюджетов;
  • оплаты работников предприятий, реализующих продукцию (ус­луги) по государственным фиксированным ценам и тарифам, при не­достатке средств на оплату по независящим от них причинам - бюд­жетные средства в порядке, определяемом правительством;
  • оплаты труда работников предприятий, самостоятельно опре­деляющих цены на произведенные товары и услуги, общественных организаций (объединений) и их представителей - собственные средства этих предприятий и организаций;
  • государственных пенсий - средства Пенсионного фонда РФ, в том числе средства, передаваемые в этот фонд из федерального бюд­жета для выплаты пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также приравненным к ним в этом отношении категориям граждан и их семьям;
  • социальных пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования РФ, - средства этого фонда;
  • пособий по безработице - средства Государственного фонда занятости РФ;
  • государственных стипендий - ассигнования из соответствую­щих бюджетов;
  • сбережений граждан в Сберегательном банке - доходы банка;
  • доходов по государственным ценным бумагам и государствен­ным займам - ассигнования из федерального бюджета.

На практике, как уже отмечалось, меры, установленные законо­дательством об индексации доходов граждан, в полной мере не осу­ществляются. Существенное отставание темпов роста доходов от роста потребительских цен на товары и тарифов на услуги влечет за собой падение реальных доходов населения. С особой остротой эти проблемы возникли в результате отказа государства от выплат по внут­реннему и внешнему долгу и фактической девальвации валюты Рос­сийской Федерации в августе 1998 г.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ постановле­нием от 11 сентября 1998 г. дала поручение комитетам по делам об­щественных объединений, по труду и социальной политике, по бюд­жету, налогам и финансам организовать подготовку проекта федераль­ного закона об индексации денежных доходов и гарантий сохранности сбережений граждан Российской Федерации. Однако этот закон еще не принят.

Выводы

1. Высокая инфляция, превышающая 10% прироста цен в год, привносит в экономическое развитие любой страны серьезные негативные моменты, все более остро проявляющиеся по мере возрастания масштабов инфляции (вплоть до возникновения разрушительного стагфляционного кризиса, т.е. кризиса, характеризующегося параллельным спадом производства и устой­чивым обесценением денег).

2. Отрицательное влияние роста цен на товары и тарифов на услуги про­является прежде всего в падении реальной заработной платы и других де­нежных доходов населения.

3. Антиинфляционная политика проводилась в последние годы в России преимущественно монетаристскими методами, хотя мировая практика сви­детельствует, что подобные подходы не дают ожидаемых и необратимых ре­зультатов.

4. Опыт стран с развитой рыночной экономикой после Второй мировой войны показал, что успехов в борьбе с инфляцией можно добиться только на основе оживления реального сектора экономики и повышения экономи­ческой активности. Это позволяет увеличивать инвестиции в развитие от­раслей материального производства и социальной сферы, обеспечить рост поступлений в бюджет, получить экономический эффект от повышения пла­тежеспособного спроса.

5. Негативные тенденции в формировании реальной заработной платы и других доходов определяют острую необходимость более последователь­ного осуществления мер по индексации денежных выплат гражданам, опи­раясь на правовые основы, предусмотренные соответствующим Законом РСФСР еще в 1992 г.




Навигация

« Особенности инфляции в РоссииОсобенности налогообложения доходов в России »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании