Принципы построения тарифной системы


 

Расширение прав предприятий (организаций) в регулировании заработной платы

Ныне действующая тарифная система прошла длительный путь развития в направлении все большей ее демократизации. Если до на­чала экономических реформ, связанных с переходом к рыночной эко­номике, в стране преобладали централизованные, регулируемые го­сударственными органами методы разработки всех ее элементов - системы тарифных ставок, должностных окладов, тарифно-квалифи­кационных и квалификационных справочников и т.д., - то в усло­виях становления рыночной экономики права предприятий и орга­низаций в области заработной платы существенно расширились.

Теперь государство в лице органов исполнительной власти, с од­ной стороны, и предприятия и организации - с другой, являются социальными партнерами, делящими между собой права в установ­лении условий оплаты труда работников путем согласования кон­кретных решений по тем или иным вопросам организации и диф­ференциации оплаты.

Государством в законодательном порядке определяется только об­щероссийский минимум оплаты труда как основа формирования за­работной платы различных групп и категорий работников по тем или иным направлениям. В большей степени за государством в лице цент­ральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации сохранилось право определять, а также кор­ректировать ранее установленные размеры районных коэффициентов к заработной плате по регионам (см. гл. 12). Компетенцией государства является также разработка ЕТКС работ и профессий рабочих и Квали­фикационного справочника должностей служащих. Разработка всех остальных условий оплаты, включая определение размеров тарифных ставок и должностных окладов и их дифференциацию по разрядам, профессионально-квалификационным группам и должностям работ­ников и т.д., является компетенцией предприятий и организаций.

Разработка системы тарифных ставок и окладов базируется на «заводской» или внутрифирменной минимальной ставке оплаты. Эта ставка определяется предприятием на основе фактически сложившегося размера средней заработной платы работ­ников за выбранный период (предыдущий год), приведенной через средний тарифный разряд к заработной плате работника первого раз­ряда, также приведенной, в свою очередь, к ее тарифной части с по­мощью заданного удельного веса тарифа в заработной плате.

Принимаемая предприятием минимальная ставка оплаты не мо­жет быть ниже общероссийской минимальной заработной платы. Мера превышения «заводского» минимума над общероссийским оп­ределяется экономическими возможностями предприятия.

На начальных этапах реформирования заработной платы в соот­ветствии с принципами рыночной экономики предприятия, разраба­тывая внутрипроизводственные (внутризаводские) условия оплаты, использовали в основном в качестве ориентиров соотношения в та­рифных ставках и окладах, которые были предусмотрены в ранее дей­ствовавших тарифных условиях оплаты, устанавливаемых повсемест­но в централизованном порядке.* В дальнейшем предприятия стали постепенно отказываться от использования ранее действовавших об­щегосударственных норм и соотношений в оплате и переходить к раз­работке автономных тарифных систем и других условий оплаты, учи­тывающих специфику предприятий и их экономические возможнос­ти. При этом определилось два подхода к разработке внутрипроиз­водственных тарифных систем, предназначенных для того или иного круга работников.

 

* Условия оплаты труда работников производственных отраслей согласно поста­новлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых та­рифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства».

 

Традиционным для нашей страны является подход, предусматри­вающий разработку раздельных тарифных систем для оплаты труда рабочих и оплаты труда служащих. Другой подход, альтернативный первому, предусматривает разработку единой для обеих категорий работников тарифной системы, базирующейся на Единой тарифной сетке (ETC).

Первый из названных подходов, основанный на использовании дифференцированных по разрядам тарифных ставок для оплаты ра­бочих и дифференцированных по профессионально-квалификацион­ным группам служащих должностных окладов, изложен в предыду­щем разделе данной главы.

Разработка единых для всех категорий работников условий оплаты на основе ETC означает качественно новый этап в развитии тарифной системы в направлении ее унификации для различных категорий работников. Преимущества такой унификации состоят в относитель­ной простоте механизма оплаты посредством ETC, ее универсальнос­ти и более широких масштабах применения.

Методические основы построения и применения ETC разработа­ны Институтом труда Министерства труда и социального развития РФ и нашли отражение в предложенных институтом вариантах Еди­ной тарифной сетки для дифференциации ставок оплаты рабочих и служащих: 23-разрядной сетке, предназначенной для различных от­раслей экономики и различных категорий работников, включая ап­парат органов государственного управления; 17-разрядной сетке для работников производственных отраслей и 18-разрядной сетке для ра­ботников отраслей бюджетной сферы, исключая аппарат органов го­сударственного управления.*

 

* Рекомендации по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оп­латы труда работников предприятий. М., Институт труда Минтруда РФ, 1999.

 

В рекомендуемой Институтом труда 17-разрядной ETC для диф­ференциации оплаты рабочих и служащих производственных отрас­лей, где все условия оплаты, и прежде всего размер ставки первого разряда, устанавливаются на предприятиях, предусмотрено равное относительное нарастание тарифных коэффициентов как наиболее социально справедливый способ их изменения от разряда к разряду. В предложенных трех вариантах тарифных сеток их диапазоны, за­висящие от экономических возможностей дифференциации ставок в больших или меньших размерах, составляют: 1:5,35 при 11%-ном на­растании ставок оплаты от разряда к разряду; 1:8,16 - при 14%-ном нарастании и 1:12,34 - при 17%-ном нарастании.

Действующая практика разработки предприятиями единых та­рифных сеток, которая приобрела уже довольно большие масштабы, свидетельствует, что рекомендуемые Институтом труда подходы к раз­работке сеток сочетаются с собственными решениями предприятий, учитывающими их специфику, профессионально-квалификацион­ный состав кадров и другие факторы, формирующие условия оплаты труда работников.

Единая тарифная сетка в бюджетной сфере

18-разрядная ETC для отраслей бюджетной сферы, пройдя пред­варительную апробацию в учреждениях и организациях, была утверж­дена в 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и введена в действие в 1993 г. в качестве нормативного документа, регулирующего оплату труда в социально-культурных и других отраслях (образовании, здра­воохранении, науке и научном обслуживании, культуре и др.).

В соответствии с условиями оплаты, предусмотренными ETC, рабочие, занятые в бюджетной сфере, тарифицируются первым - восьмым разрядами, служащие - технические исполнители (в их чис­ле делопроизводители, секретари, машинистки, кассиры, агенты и т.д.) - вторым - пятым разрядами, специалисты различного профи­ля (техники, инженеры, бухгалтеры, экономисты, технологи, програм­мисты, юристы и др.) - четвертым - тринадцатым разрядами, руко­водители (от руководителей административно-хозяйственных струк­турных подразделений - заведующих камерой хранения, экспеди­цией, складом, бюро пропусков и т.п. до руководителей учреждений, организаций, предприятий, а также начальников отделов, цехов, глав­ных специалистов и других) - третьим - восемнадцатым разрядами.

Для отнесения должностей служащих - технических исполните­лей, специалистов и руководителей к соответствующим разрядам по оплате труда утверждены два перечня, в которых для каждой должности специалиста, служащего и руководителя, а также для групп должностей, равнозначных по сложности трудовых функций, уста­новлены разряды оплаты. Первый перечень предусматривает обще­отраслевые должности, характерные для всех отраслей бюджетной сферы, второй-должности, имеющие отраслевую специфику (от­носящиеся к науке и научному обслуживанию, здравоохранению, об­разованию, культуре и искусству и т.д.).

Размер ставки первого разряда тарифной сетки устанавливается с учетом принятого в централизованном порядке для того или иного конкретного периода уровня минимальной заработной платы. В Еди­ную тарифную сетку, утвержденную Правительством РФ в 1992 г., был заложен так называемый смешанный характер нарастания тариф­ных коэффициентов от разряда к разряду, когда сочетаются равно­мерное и регрессивное изменение коэффициентов. С первого по тре­тий разряд установлено равномерное нарастание коэффициентов от предыдущего разряда к последующему в размере 30%; с четвертого по пятнадцатый разряд - также равномерное нарастание, но в мень­ших размерах - 13%, и с шестнадцатого по восемнадцатый разряд - равномерное - 11%-ное нарастание.

Такой характер изменения тарифных коэффициентов обусловлен направленностью сетки на создание преимуществ в оплате работни­ков начальных уровней квалификации, что связано с низким уровнем ставки первого разряда в условиях кризисного состояния экономики. Диапазон 18-разрядной тарифной сетки был установлен на уровне 1:10,07.

Практика показывает, что данная бюджетная ETC используется не только предприятиями и учреждениями этой сферы, но и предприятиями предпринимательского сектора экономики. В этом случае характер изменения тарифных коэффициентов от разряда к разряду модифицируется с учетом условий конкретных предприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 1999 г. № 309 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» утверждены новые, согласованные с общероссий­скими объединениями профсоюзов и общероссийскими объедине­ниями работодателей тарифные коэффициенты ETC, базирующиеся на значительно возросшей (с 60 до 110 руб. в месяц) ставке оплаты первого разряда. В связи с таким весьма ощутимым ростом ставки начального разряда диапазон новой ETC уменьшен с 1:10,07 до 1:8,23 Эта тарифная сетка используется для оплаты труда работников бюд­жетной сферы с апреля 1999 г.




Навигация

« Задачи и элементы тарифной оплатыПорядок тарификации работ и рабочих и аттестации служащих »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании