Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащих


 

Правовые основы и содержание труда государственных служащих

Правовое оформление новой российской государственности и го­сударственной службы осуществлялось постепенно. С принятием в де­кабре 1993 г. Конституции Российской Федерации были заложены принципы построения системы органов государственной власти и первые основы государственной службы.

На начальном этапе правовые основы организации государствен­ной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации были установле­ны Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государствен­ной службе», а впоследствии - Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июня 1995 г. № 119-ФЗ.

Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федераль­ного закона «Об основах государственной службы Российской Фе­дерации», федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Феде­рации.

Труд государственных служащих - специфическая область чело­веческой деятельности, обособившаяся в ходе разделения и коопера­ции общественного труда. По своей сути это труд управленческий, направленный на решение тех задач, которые поставлены перед кон­кретным органом государственного управления и документально за­креплены законодательным или иным нормативным правовым актом.

Для реализации поставленных задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа государствен­ного управления, организованная таким образом, чтобы каждый ра­ботник (руководитель структурного подразделения, специалист, тех­нический исполнитель) вносил личный вклад в их решение согласно его статусу.

В соответствии с предоставленным им правом государственные служащие принимают решения по широкому кругу проблем полити­ческого, организационного, управленческого, экономического, тех­нического, социально-психологического и правового характера. Эта многоаспектность, необходимость комплексного подхода и согласо­ванности решений по отдельным вопросам являются важной особен­ностью управленческого труда.

Степень причастности различных категорий служащих государ­ственного аппарата к принятию и реализации решений зависит от конкретных действий, которые они выполняют в процессе управле­ния. Исходя из содержания и характера выполняемых функций вы­деляют следующие категории служащих: руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители).

Труд руководителей по своему характеру является адми­нистративно-управленческим и представляет собой комплекс систе­матических и целенаправленных действий по организации и коорди­нации деятельности подчиненных им сотрудников. К выполняемым ими функциям относятся служебно-коммуникационные, распоряди­тельные, координационные, контрольно-оценочные и др.

Руководитель наделен определенными полномочиями в принятии решений по конкретному кругу вопросов и несет всю полноту ответ­ственности за результаты работы возглавляемого им коллектива.

Труд специалистов связан с выполнением работы аппа­ратного и конструктивного характера, требует предоставления широ­ких возможностей для творчества как при постановке целей и задач, так и при определении путей и методов их осуществления.

Труд технических исполнителей состоит из относи­тельно несложных, стереотипных, постоянно повторяющихся опера­ций по информационному или техническому обеспечению управле­ния. К ним относятся документационные, первично-счетные и учет­ные, коммуникационно-технические, вычислительные и формально­логические операции.

Под государственным служащим понимается лицо, исполняющее в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение. Ос­новы правового положения государственных служащих, определен­ные гл. III Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», составляют:

  • права, основные обязанности государственного служащего, ог­раничения, связанные с государственной службой, сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на правах собственности;
  • поощрения государственного служащего;
  • ответственность государственного служащего;
  • гарантии для государственного служащего;
  • правовое положение государственного служащего при ликви­дации и реорганизации государственного органа;
  • денежное содержание государственного служащего.

Права государственных служащих

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий имеет право:

  • на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государст­венной службы, критерии оценки качества работы и условия продви­жения по «служебной лестнице», а также на организационно-техни­ческие условия, необходимые для исполнения им должностных обя­занностей;
  • на получение в установленном порядке информации и мате­риалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • на посещение в установленном порядке для исполнения долж­ностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций не­зависимо от форм собственности;
  • на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
  • на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение ва­кантной государственной должности государственной службы.*

 

* Порядок проведения конкурса на замещение вакантной государственной долж­ности государственной службы определен ст. 22 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №604 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государ­ственной службы».

 

Конкурс на замещение вакантной государственной должности го­сударственной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Конкурс проводится среди граждан, по­давших заявление на участие в нем, не моложе 18 лет, владеющих государственным языком, имеющих профессиональное образование и отвечающих требованиям, установленным Федеральным законом для государственных служащих.

Государственные служащие могут участвовать в конкурсе незави­симо от того, какие должности они занимают в момент его проведе­ния. Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 604 установлено, что конкурс может проводиться только на заме­щение старшей, ведущей, главной и высшей вакантных государст­венных должностей федеральной государственной службы. Конкурс на замещение младших государственных должностей федеральной го­сударственной службы не предусмотрен. Государственный служащий имеет также следующие права:

  • на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
  • на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • на переподготовку (переквалификацию) и повышение квали­фикации за счет средств соответствующего бюджета;
  • на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • на внесение предложений по совершенствованию государст­венной службы в любые инстанции.

Обязанности государственных служащих

В обязанности государственного служащего в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» входит:

  • обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализация федеральных зако­нов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регу­лирующих сферу его полномочий;
  • добросовестное исполнение должностных обязанностей;
  • обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;
  • исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • в пределах своих должностных обязанностей своевременное рассмотрение обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных ор­ганов и органов местного самоуправления и принятие по ним реше­ний в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • соблюдение установленных в государственном органе правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, поряд­ка работы со служебной информацией;
  • поддержание уровня квалификации, достаточной для исполне­ния своих должностных обязанностей;
  • сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Ограничения, связанные с государственной службой

Законодательство о государственной службе предусматривает ряд ограничений для государственных служащих Российской Федерации.

Государственный служащий не вправе заниматься другой опла­чиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Однако в соответствии с п. 9 ст. 21 указанного Федерального за­кона на государственного служащего с его согласия может быть воз­ложено исполнение дополнительных обязанностей по другой госу­дарственной должности государственной службы с оплатой по согла­шению между руководителем государственного органа и государст­венным служащим (совмещение профессий, должностей в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня).

Государственный служащий также не имеет права:

  • быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) орга­нов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц,
  • состоять членом органа управления коммерческой организа­цией, если иное не предусмотрено федеральным законом или в по­рядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией (данная норма распространяется на работников органов Мингосимущества России, которым Правительство Россий­ской Федерации делегировало право управления частью акций от­крытых акционерных обществ, являющихся государственной собст­венностью, а также органов государственной власти субъектов Фе­дерации*);
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредствен­но подконтролен ему;
  • использовать в неслужебных целях средства материально-тех­нического, финансового и информационного обеспечения, другое го­сударственное имущество и служебную информацию,
  • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  • получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлече­ний, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), свя­занные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
  • принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
  • выезжать в служебные командировки за границу за счет физи­ческих и юридических лиц, за исключением служебных командиро­вок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранны­ми организациями;
  • принимать участие в забастовках;
  • использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных, в том числе религиозных, объедине­ний для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединении, за исключением профессиональ­ных союзов.

 

* Во исполнение Федерального закона «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

 

Ограничения, связанные с государственной службой, оказывают специфическое воздействие на механизм формирования доходов го­сударственных служащих.

Присвоение квалификационных разрядов

Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалифи­кационным требованиям, предъявляемым к государственным долж­ностям государственной службы соответствующих групп.

Присваиваются квалификационные разряды государственным служащим по результатам государственного квалификационного эк­замена или аттестации.*

 

* Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 578 «О присвое­нии квалификационных разрядов федеральным государственным служащим».

 

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» предусмотрена классификация государственных должностей по пяти группам:

  • высшие государственные должности;
  • главные государственные должности;
  • ведущие государственные должности;
  • старшие государственные должности;
  • младшие государственные должности.

Порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов для федеральных государственных служащих определен Указом Пре­зидента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 578.

Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

действительный государственный советник Российской Федера­ции (1, 2, 3-го класса) - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

государственный советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) - государственным служащим, замещающим главные госу­дарственные должности государственной службы;

советник Российской Федерации (1, 2, 3-го класса) - государст­венным служащим, замещающим ведущие государственные должнос­ти государственной службы;

советник государственной службы (1, 2, 3-го класса) - государ­ственным служащим, замещающим старшие государственные долж­ности государственной службы;

референт государственной службы (1, 2, 3-го класса) - государ­ственным служащим, замещающим младшие государственные долж­ности государственной службы.

Присвоение квалификационных разрядов действительных госу­дарственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации производится Президентом Рос­сийской Федерации.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральными законами введены другие виды квалификационных разрядов - классные чины, дипломатические ранги, воинские зва­ния.

Гарантии государственным служащим

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации» государственному слу­жащему гарантируются:

  • условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
  • денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные фе­деральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовы­ми актами субъектов Российской Федерации;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;
  • переподготовка (переквалификация) и повышение квалифика­ции с сохранением денежного содержания на период обучения;
  • обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключени­ем случаев, предусмотренных федеральным законом;
  • пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспе­чение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • обязательное государственное страхование на случай причине­ния вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им долж­ностных обязанностей;
  • обязательное государственное социальное страхование на слу­чай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
  • защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправо­мерных действий в связи с исполнением им должностных обязан­ностей в порядке, установленном федеральным законом.

Правовое положение государственного служащего при ликвида­ции и реорганизации государственного органа определено ст. 16 Фе­дерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предо­ставления работы в том же государственном органе должна быть пред­ложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалифи­кации и занимаемой ранее должности.

При невозможности трудоустройства государственному служаще­му, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гаран­тируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на пе­риод переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государствен­ной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государ­ственной службы.

Продолжительность повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих (далее именуются - госу­дарственные служащие), увольняемых из аппаратов органов государ­ственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, в зависимости от сложности получаемой новой профессии (специальности) составляет от трех до шести месяцев.

Трудоустройство государственных служащих, уволенных из аппа­ратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата и прошедших повышение квалификации или переподготовку, прово­дится в соответствии с законодательством Российской Федерации, если отсутствует возможность трудоустройства в аппаратах федераль­ных органов государственной власти.

Федеральным законом определено, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата го­сударственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета вы­ходного пособия). В случае непредоставления государственному слу­жащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией он остается в реестре государственных служащих (с указанием - в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государ­ственной службы.




Навигация

« Бестарифная система оплаты трудаТруд и его оплата в системе государственного управления »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании