Труд и его оплата в системе государственного управления


 

Особенности труда государственных служащих

В условиях динамических реформаторских изменений в общест­венной и экономической жизни важная роль отведена работникам органов государственного управления - государственным служа­щим, к деятельности которых предъявляются особенно высокие тре­бования.

Деятельность государственных служащих как специфическая про­фессиональная деятельность требует особой подготовки и непрерыв­ного организационно-научного совершенствования, повышения де­ловой квалификации.

В деятельности государственного аппарата, основу которого со­ставляют государственные служащие, наиболее ощутимы недостатки и упущения, которые оборачиваются невосполнимыми потерями для общества, организации, конкретного человека.

Управленческий труд в государственном аппарате отличается от труда в других сферах деятельности рядом особенностей:

  • высокой долей творческих элементов и необходимостью во многих ситуациях принимать нестандартные решения;
  • особыми требованиями к волевым качествам для осуществле­ния властных полномочий;
  • большой разнородностью информации, необходимой для осу­ществления функций руководства, и каналов ее получения;
  • высокой нервно-эмоциональной напряженностью, увеличива­ющейся с ростом ответственности;
  • высокой ответственностью и компетентностью;
  • разнообразием содержания трудовой деятельности.

Конечный результат управленческого труда - решение, опреде­ляющее меры управляющего воздействия на объект. Поэтому качество труда государственного служащего, и в первую очередь руководителя, прежде всего характеризуется эффективностью принятых управлен­ческих решений.

Специфические требования к компетенции и личным качествам государственного служащего предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке кандидатов на занятие государствен­ных должностей.

Так, для занятия высших, главных, ведущих и старших государ­ственных должностей государственной службы Российской Федера­ции требуется наличие обязательного высшего профессионального образования по специализации государственных должностей госу­дарственной службы. Для занятия младших государственных долж­ностей достаточно среднего профессионального образования.

Основные принципы организации материального стимулирова­ния труда государственных служащих вытекают из Федерального за­кона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Статьей 17 Закона определена форма материального стимулирова­ния государственных служащих - денежное содержание и его состав.

Из охарактеризованных особенностей труда государственных слу­жащих вытекают основные принципы организации оплаты их труда. Прежде всего речь идет о реальном централизованном регулировании заработной платы, поскольку источники оплаты формируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе­дерации, местных (муниципальных) бюджетов.

Основой такого регулирования прежде всего с точки зрения обес­печения единства в оплате равносложного труда руководителей и спе­циалистов (а тем более технических исполнителей) на всех уровнях государственного управления (федеральном, региональном и муни­ципальном) в последние годы стала единая система оплаты труда, начинающаяся на федеральном уровне и заканчивающаяся на муни­ципальном уровне. Система материального стимулирования не может не осуществляться для всех уровней государственных служащих - федеральных государственных служащих, государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих.

Из особенностей труда работников государственного управления вытекает необходимость и объективная обусловленность (исходя из их профессионально-квалификационного состава и ограничений, связанных с государственной службой) поддержания оплаты труда го­сударственных служащих на приемлемом для данной категории ра­ботников уровне, превышающем уровень, который складывается в среднем во внебюджетном секторе экономики.

Государство должно обеспечить государственным служащим при­емлемый уровень жизни и компенсировать ограничения, связанные с запрещением им заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Денежное содержание федеральных государственных служащих

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании государственных служащих» и от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании фе­деральных государственных служащих территориальных органов ис­полнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за ру­бежом, дипломатических представительств и консульских учрежде­ний Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации» денежное содержание феде­ральных государственных служащих состоит из следующих элементов:

  • должностного оклада по занимаемой должности;
  • надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин или дипломатический ранг);
  • надбавки за особые условия государственной службы;
  • надбавки за выслугу лет;
  • премий по результатам работы государственного служащего.

В указах Президента Российской Федерации о денежном содер­жании федеральных государственных служащих предусмотрена диф­ференциация должностных окладов. В федеральных органах исполнительной власти она осуществляется по двум уровням - фе­деральным министерствам и иным федеральным органам исполни­тельной власти. В территориальных органах исполнительной власти, аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Фе­дерации дифференциация окладов предусмотрена в зависимости от численности населения, проживающего на данной территории.

При введении денежного содержания размеры должностных ок­ладов федеральных государственных служащих были установлены с учетом прожиточного минимума по г. Москве с целью обеспечения федеральным государственным служащих нормальных условий жизни.

Всем федеральным государственным служащим, кроме должно­стных окладов, предусмотрено установление надбавок за ква­лификационный разряд, классный чин или дипло­матический ранг. Размеры ежемесячных надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) ус­тановлены в абсолютных размерах и составляют примерно 30% от размеров должностных окладов. Конкретные размеры ежемесячных надбавок за квалификационный разряд, классный чин или диплома­тический ранг федеральным государственным служащим устанавли­ваются в соответствии с присвоенным ему квалификационным раз­рядом.

Ежемесячная надбавка за особые условия государ­ственной службы установлена в размере до 20% должностного оклада, а ежемесячная надбавка за выслугу лет - до 30% должност­ного оклада в зависимости от стажа государственной службы (табл. 20.1).

Таблица 20.1.

Размер ежемесячных надбавок за выслугу лет федеральным государственным служащим

Стаж государственной службы

Размер надбавки, % к должностному окладу

 

Условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия го­сударственной службы устанавливаются руководителями федераль­ных органов исполнительной власти или их аппаратов, иных госу­дарственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Порядок исчисления стажа государственной службы федерально­го государственного служащего, дающего право на получение ежеме­сячных надбавок за выслугу лет, утвержден Указом Президента Рос­сийской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 982.

Указом определены периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должност­ному окладу за выслугу лет:

  • работа (служба) по 31 декабря 1991 г.;
  • работа (служба) с 1 января 1992 г. до введения в действие свод­ного перечня государственных должностей Российской Федерации и Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих;
  • работа (служба) после введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации и Реестра госу­дарственных должностей федеральных государственных служащих.

Иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой не­обходимы для выполнения должностных обязанностей по замещае­мой должности федеральной государственной службы, в порядке ис­ключения могут включаться в стаж государственной службы феде­ральных государственных служащих на основании решения руково­дителя федеральных органов исполнительной власти или их аппара­тов, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Размеры премий определяются исходя из результатов деятель­ности федерального государственного служащего и максимальными размерами не ограничиваются. Премирование федеральных государ­ственных служащих производится за качественное и своевременное выполнение поручений Президента Российской Федерации, Прави­тельства Российской Федерации, утвержденных планов, заданий и мероприятий, а также за добросовестное выполнение трудовых и слу­жебных обязанностей и должностных инструкций.

Конкретные условия премирования государственных служащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполни­тельной власти или их аппаратов, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Федеральным государственным служащим, кроме надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы, могут произво­диться другие выплаты, предусмотренные федеральными законами, а также оказываться материальная помощь. К таким выплатам отно­сятся:

  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в со­ответствии с Федеральным законом «О государственной тайне»;
  • доплата за ученую степень доктора наук и кандидата наук в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Указами Президента Российской Федерации «О денежном содер­жании государственных служащих» и «О денежном содержании фе­деральных государственных служащих территориальных органов ис­полнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учрежде­ний Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации» существенно изменен порядок формирования фондов оплаты труда. Так, при утверждении фондов оплаты труда для всех федеральных органов исполнительной власти сверх суммы средств, направляемых на выплату должностных окладов федеральным государственным служащим, предусматриваются сред­ства на выплату:

  • ежемесячной надбавки за квалификационный разряд (класс­ный чин, дипломатический ранг) в размере четырех должностных ок­ладов в год;
  • ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы в размере двух с половиной должностных окладов в год;
  • ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере трех должност­ных окладов в год;
  • премий по результатам работы в размере трех должностных ок­ладов в год;
  • материальной помощи в размере двух должностных окладов в год.

Всего на одного федерального государственного служащего в фонде оплаты труда сверх должностного оклада приходится четырнадцать с половиной должностных окладов в год, или 1,2 должност­ного оклада в месяц.

Анализ статистических данных о размерах денежного содержа­ния и численности федеральных государственных служащих за 1997-1998 гг. показывает, что с введением названных указов Президента Российской Федерации были решены важные для государства вопросы: обеспечено единство в материальном вознаграждении федераль­ных государственных служащих; существенно снижена дифферен­циация в размерах заработной платы между работниками федераль­ных органов исполнительной власти; обеспечены привлечение и за­крепление высококвалифицированных кадров в государственном ап­парате, повысилась дисциплина и ответственность федеральных го­сударственных служащих.

Размеры денежного содержания государственных служащих субъ­ектов Российской Федерации определяются законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Оплата труда работников, занимающих в федеральных органах исполнительной власти должности, не отнесенные к государственным должностям

Кроме федеральных государственных служащих, должности кото­рых указаны в перечне государственных должностей федеральной го­сударственной службы, в федеральных органах исполнительной власти заняты работники, занимающие должности, не отнесенные к государ­ственным должностям, и осуществляющие техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, аппаратов феде­ральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации.

К этой категории работников относятся: архивариусы, инспекто­ра, кассиры, коменданты, машинистки, секретари, секретари-маши­нистки, стенографистки, экспедиторы и другие аналогичные работ­ники. Они не являются государственными служащими, и на них не распространяются социальные льготы, гарантии и преимущества, а также ограничения, установленные Федеральным законом «Об осно­вах государственной службы Российской Федерации».

Условия оплаты труда для этой категории определены постанов­лением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 912 «Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осу­ществляющих техническое обеспечение деятельности федераль­ных государственных органов» с последующими дополнениями и из­менениями. Система оплаты труда этой категории работников вклю­чает:

  • должностной оклад по занимаемой должности;
  • надбавку к должностному окладу в размере до 50% за слож­ность, напряженность и высокие достижения в труде;
  • надбавку за выслугу лет (табл. 20.2);
  • премии по результатам работы.

Таблица 20.2.

Размер ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам федеральных органов исполнительной власти, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям

Стаж работы

Размер надбавки, % к должностному окладу

 

Порядок исчисления стажа работы работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осу­ществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Размеры Премий определяются исходя из результатов работы и не ограничиваются максимальными размерами. Премирование про­изводится за качественное и своевременное выполнение поручений, планов, заданий и мероприятий, а также за добросовестное выпол­нение трудовых и служебных обязанностей и должностных инструк­ций. Конкретные условия премирования устанавливаются руководи­телями федеральных органов исполнительной власти.

Указанным постановлением правительства предусмотрено, что при утверждении фондов оплаты труда сверх суммы средств, направ­ляемых на выплату должностных окладов, предусматриваются сред­ства на выплату:

  • ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере двух с по­ловиной должностных окладов в год;
  • ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере двух долж­ностных окладов в год;
  • премий по результатам работы - в размере трех должностных окладов в год;
  • материальной помощи в размере двух должностных окладов в год.

Всего на одного работника в фонде оплаты труда сверх должност­ного оклада приходится девять с половиной должностных окладов в год, или 0,8 должностного оклада в месяц.

Выводы

1. Организация оплаты труда государственных служащих отличается су­щественной спецификой, связанной с правовыми основами государственной службы и правовым положением лиц, занятых в этой сфере.

2. Права и обязанности государственных служащих определены Феде­ральным законом «Об основах государственной службы Российской Феде­рации».

3. Важной особенностью правового положения государственных служа­щих являются ограничения, связанные с государственной службой, - за­прещение заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагоги­ческой, научной или творческой деятельности, заниматься предпринима­тельской деятельностью лично или через доверенных лиц, состоять членом органа управления коммерческой организации и др.

4. Особенности труда государственных служащих определяют основные принципы организации оплаты труда этой категории работников:

  • централизованное регулирование размеров оплаты и ее системы, по­скольку источником выплат являются средства бюджетов всех уровней уп­равления;
  • единая система оплаты, начинающаяся на федеральном уровне и за­канчивающаяся на муниципальном уровне;
  • необходимость и объективная обусловленность поддержания оплаты (а следовательно, и доходов) на приемлемом для данной категории работ­ников уровне.

5. Денежное содержание федеральных государственных служащих состо­ит из должностного оклада по занимаемой должности, надбавки к окладу за квалификационный разряд (классный или дипломатический чин), надбавки за особые условия государственной службы, надбавки за выслугу лет, премии по результатам работы государственного служащего.

Законодательными актами о денежном содержании государственных фе­деральных служащих предусмотрена дифференциация их должностных ок­ладов.

Федеральным государственным служащим, кроме названных надбавок к должностному окладу, могут производиться другие выплаты, предусмот­ренные федеральными законами.

6. Оплата труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных и других государственных органов, включает должностной оклад по занимаемой должности, надбавку к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, надбавку за выслугу лет, премии по результатам работы.




Навигация

« Правовые основы государственной службы Российской Федерации и правовое положение государственных служащихОсновные доходы в рыночной экономике »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании