Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельности


 

Стимулирующая роль прибыли

Преобладающее значение среди субъектов рыночной экономики принадлежит различным формам частнопредпринимательской дея­тельности. Эффективность их деятельности выявляется прежде всего в получаемой ими прибыли. Поэтому получение и увеличение при­были, или, как это принято обозначать, максимизация прибыли, явля­ется основным стимулом частнопредпринимательской деятельности в рыночной экономике капитализма. Прибыль служит и решающим стимулом частнопредпринимательской деятельности, и основой ее продолжения и сохранения, особенно в стимулировании и обеспече­нии необходимыми финансовыми ресурсами инвестиционной актив­ности. Подобную роль прибыль играет не только в своем абсолютном выражении (в виде массы прибыли, т.е. определенной стоимостной величины), но и в относительном выражении. Во втором случае особо важен и в теоретическом, и в практическом отношении показатель нормы прибыли (выраженное в процентах отношение массы прибыли к величине капитала).

Роль прибыли можно правильно определить исходя из ее значи­мости в процессах ценообразования крупных компаний, в которых со­четаются элементы регулирования и конкуренции. В качестве базы цены выбираются прямые издержки на единицу продукции. К ним в виде процентной надбавки добавляются косвенные, или накладные, расходы, отнесенные в соответствии с тем или иным принципом на различные виды продукции, произведенные компанией. Наконец, к полученной сумме прямых и косвенных издержек на единицу продук­ции добавляется в виде процентной накидки та часть прибыли, которая приходится на единицу продукции. Полученная величина рассматри­вается в качестве цены, построенной по принципу полных затрат.

Надбавка к издержкам на прибыль устанавливается с учетом нормы прибыли, которую руководство компании считает необходимой для дальнейшего развития компании. В результате цена устанав­ливается компанией прежде всего с целью получения определенной, заранее запланированной нормы прибыли (отсюда и другое название этого метода - «целевое ценообразование»).

Величина целевой нормы прибыли определяется руководством крупной компании исходя из комплекса факторов, связанных с по­ложением на ее отраслевом рынке и с динамическим развитием дан­ной компании. Прежде всего учитываются емкость рынка на ее про­дукцию, опасность в случае чрезмерно высокой нормы прибыли при­влечь в отрасль новых конкурентов, необходимость финансирования будущих капиталовложений и расходов на научно-исследовательские цели, возможность обращения за финансовыми средствами к кредит­ным учреждениям или на рынок ценных бумаг, а также объем необ­ходимых дивидендных платежей акционерам компании, государст­венные налоги на прибыль и др.

Ценообразование для получения целевой нормы прибыли типич­но для большинства крупных компаний, особенно в условиях благо­приятной конъюнктуры. Однако запланированная величина целевой нормы прибыли и реальная величина ее нормы - понятия разные. В реальных условиях рынка та или иная крупная компания может столкнуться с такими рыночными силами, которые могут повести к значительным отклонениям ее реальной нормы прибыли от целевой.

Степень этого отклонения свидетельствует о прочности согласо­вания рыночной и ценовой политики ведущих компаний и соответ­ственно о степени регулирования цены, которая доступна крупным компаниям отрасли. Поэтому прибыль и особенно стремление к со­хранению целевой запланированной ее нормы является важным фак­тором инфляции, часто стимулируя крупные компании, особенно в условиях давления издержек, к повышению цен своей продукции.

Государственное регулирование прибыли

Наряду с указанными рыночными процессами большую роль в проявлении производственно-стимулирующей функции прибыли, ее максимизации играет и государство.

С точки зрения непосредственного воздействия государства на процесс максимизации прибыли особо можно выделить такие меры государственного регулирования рыночных структур, как антимоно­польное законодательство и поддержка малого бизнеса.

Во всех развитых странах существует антимонопольное законо­дательство, хотя и под различными названиями (в США, например, под названием антитрестовского законодательства). Несмотря на раз­личие названий, суть этих законов одна - поддержка в рамках оли­гополий конкуренции и ограничение монопольных сил (чаще всего запрет или ограничение формирования картельных соглашений, в том числе и тайных, направленных прежде всего на взаимодействие или прямое согласование ценовой и другой, связанной с ней рыночной политики компаний).

Одновременно в США и во многих других развитых странах в последние десятилетия использовались меры государственной под­держки и регулирования малого предпринимательства в целом, бла­гоприятные условия предоставления кредитов, налоговые льготы, особенно мелкому рисковому капиталу, другие формы государствен­ной поддержки вплоть до предоставления малому бизнесу весомой доли в государственных контрактах и др.

Следовательно, производственно-стимулирующая функция при­были в форме ее максимизации в современной развитой рыночной экономике проявляется в рамках комплекса условий (включая и ог­раничения), формируемых и самой рыночной средой олигополий (прежде всего функционированием в их рамках конкуренции), и эко­номическим регулированием государства.

Поэтому обычный средний размер нормы прибыли (до вычета на­логов) в реальном секторе производства составляет 10-15%, реже - 20%. Превышение указанной величины означает явное увеличение в норме прибыли чрезмерного выигрыша компаний либо от очень бла­гоприятной конъюнктуры, либо от реализации их хотя бы частичной монопольной власти над рынком, либо от того и другого. Более низкая норма прибыли обычно связана с неблагоприятной экономической конъюнктурой или ошибками в коммерческой политике фирм.

В рамках национального дохода основная масса прибыли высту­пает в виде прибыли акционерных компаний (корпораций); остальная масса выступает как часть доходов неакционерного предприниматель­ства. Косвенные оценки дают основание для определения доли общей массы прибыли (до вычета налогов) в национальном доходе США в 15-20%; примерно та же доля характерна для других стран с развитой рыночной экономикой.

Примерно треть общей массы прибыли акционерных компаний изымается в виде различных налогов на прибыль (см. гл. 22). Остав­шаяся после вычета налогов прибыль акционерных компаний распа­дается на две части: прибыль, распределяемая на дивиденды, нерас­пределенная прибыль, остающаяся в распоряжении компаний. Рас­пределение прибыли акционерных компаний (после вычета налогов) на эти две части в странах с развитой рыночной экономикой проис­ходит примерно поровну. Например, в США в последние годы доля прибыли акционерных компаний (после вычета налогов), распреде­ляемая на дивиденды, колеблется в пределах 40-65%.

Прибыль, и прежде всего прибыль акционерных компаний, со­ставляющих основную, если не преобладающую часть производства в ведущих отраслях стран с развитой рыночной экономикой, обеспе­чивает значительную долю финансовых и инвестиционных нужд этих компаний (включая и привлечение через систему дивидендов огром­ных финансовых средств для пополнения акционерного капитала). Именно здесь прибыль выступает в качестве решающего стимула и основы частнопредпринимательской деятельности в рыночной эко­номике.

Соответственно через рост всей рыночной экономики обеспечи­вается формирование и других доходов, в том числе и крупнейшего из них - заработной платы.




Навигация

« Основные доходы в рыночной экономикеРегулирование величины заработной платы »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании