Регулирование величины заработной платы


 

Установление заработной платы

Величина заработной платы и другие условия труда в отраслях, в которых функционируют профсоюзы, определяются коллективными тарифными договорами, периодически заключаемыми на определен­ный срок в процессе переговоров между предпринимателями и проф­союзами. Причем, как правило, заработная плата, оговариваемая в та­рифных договорах, представляет собой минимальную величину поча­совой оплаты, ниже которой при каждом индивидуальном акте най­ма предприниматель не имеет права предлагать, а работник не имеет права соглашаться. Иначе говоря, тарифный договор применительно к заработной плате устанавливает ее коллективный минимум, что жестко ограничивает возможности предпринимателей использо­вать конкуренцию на рынке труда для снижения заработной платы.

Принцип коллективного минимума, используемый в тарифных до­говорах применительно к заработной плате, пользуется государствен­ной поддержкой. Это видно хотя бы из того, что государство в ряде стран законодательно устанавливает минимум заработной платы как обязательный норматив и тем самым также устанавливает предел воз­можностям предпринимателей чрезмерно снижать заработную плату.

Минимальная заработная плата, установленная государством, часто ниже минимального предела, устанавливаемого в тарифных со­глашениях между предпринимателями и профсоюзами, и обычно за­метно ниже средней заработной платы. Это объясняется принципи­ально разными задачами этих двух нормативов минимальной зара­ботной платы. Устанавливаемая государством минимальная заработ­ная плата играет роль определенного социального стабилизатора, пре­пятствующего уменьшению заработной платы ниже прожиточного минимума, т.е. минимальных условий выживания наемных работни­ков. Минимальный норматив заработной платы, фиксируемый в та­рифных договорах, направлен, наоборот, на формирование базы под­держания заработной платы охватываемых договорами работников на устойчиво высоком уровне и условий для ее дальнейшего повышения.

Например, в США минимальная почасовая заработная плата была установлена на государственном уровне в 1938 г. в размере 40-50% средней почасовой заработной платы работников обрабатывающей промышленности. Законодательно эта заработная плата была распро­странена на преобладающее большинство (около 90%) рабочих и слу­жащих страны. В начале 90-х гг. в США минимальная почасовая за­работная плата, установленная государством, равнялась 4,25 долл., в то время как средняя почасовая заработная плата во всем частнопред­принимательском секторе достигала 13,42 долл.

Разрыв между установленной государством минимальной заработ­ной платой и фактическими средними заработками (в пользу вторых) существует во всех странах, имеющих государственное законодатель­ство о минимальной заработной плате (наряду с США в Канаде, во Франции, Испании, Португалии и некоторых других). В тех же стра­нах, в которых государство не устанавливает гарантированный ми­нимум заработной платы (в ФРГ, Италии, Англии, Японии), решаю­щая роль принадлежит минимальным уровням заработной платы, ко­торые устанавливаются в коллективных договорах между предприни­мателями и профсоюзами. В некоторых из этих стран, например в ФРГ и Италии, государство законодательно распространяет уровень минимальной заработной платы, установленный в коллективных до­говорах, и на работников, не состоящих в профсоюзах.

В процессах формирования заработной платы в развитых странах четко проявляется сочетание влияния сходных методов и показателей на основе широкой самостоятельности предприятий в решении со­ответствующих вопросов и национальных особенностей, подчас весь­ма значительных

Практически во всех развитых странах исходной базой величины заработной платы служит тарифный заработок, формируемый на ос­нове тарифной сетки и надбавок к ней. Тарифный заработок совместно со сверхурочными выплатами формирует месячный заработок, его дополняют премии и другие "выплаты, имеющие определенную пе­риодичность в течение года. Роль подобных доплат весьма велика (на­пример, в США до 25% средней заработной платы в частнопредпри­нимательском секторе экономики).

Наряду с общими элементами формирования заработной платы в развитых странах существуют национальные различия. Специфика характерна, например, для Японии, где большую роль играет система пожизненного найма. С этой системой связано существование в япон­ских компаниях трех видов тарифных ставок - личной, трудовой и синтезированной Личная ставка связана с пожизненным наймом и устанавливается на основе сочетания ряда признаков, важнейшими среди которых являются возраст и стаж. Трудовая ставка учитывает квалификацию и результаты труда, а синтезированная ставка сочетает элементы личной и трудовой ставок. Именно эта ставка, в которой учитывается японский и западный опыт, используется в 2/3 компа­ний. Элементы японской традиционной системы пожизненного найма содержат своеобразные и мощные регулирующие силы на рынке труда этой страны. Их воздействие хотя и постепенно сокра­щается, но продолжает оставаться достаточно весомым.

Продолжительность рабочего времени

Наряду с установлением заработной платы в коллективных дого­ворах регулируется продолжительность рабочего времени. В боль­шинстве развитых стран установлена 40 часовая пятидневная рабочая неделя В ряде из этих стран профсоюзы ставят цель достичь 35-ча­совой рабочей недели. Поскольку базисная заработная плата устанав­ливается в почасовом выражении, фиксация той или иной продол­жительности рабочего времени в рамках переговоров между предпри­нимателями и профсоюзами определяет и общую понедельную оплату труда (произведение почасовой оплаты на продолжительность пяти­дневной рабочей недели в часах).

Установление продолжительности рабочего времени при коллек­тивных переговорах также обычно учитывает законодательно опре­деленные государством нормативы почасовой продолжительности ра­бочего дня и рабочей недели. Продолжительность рабочей недели в тарифных переговорах обычно меньше государственных нормативов, поскольку профсоюзы ставят задачу ее сокращения (как меры, спо­собствующей увеличению рабочих мест и снижению безработицы). Таким образом, если применительно к заработной плате государство законодательно устанавливает минимальные ее пределы, то приме­нительно к продолжительности рабочего времени - максимальные.

Продолжительность рабочего времени, устанавливаемая в коллек­тивных договорах, оказывается, как правило, выше фактически отра­ботанного рабочего времени. Основная причина этого - широкое рас­пространение частичной занятости. Ее предпочитает заметная доля оп­ределенных категорий наемных работников, например семейные жен­щины. Основная деятельность от этого не страдает, особенно в сфере услуг. Уменьшение средней продолжительности отработанного време­ни за счет частичной занятости отчасти компенсируется теми группами наемных работников, которые работают сверхурочно.

Другие направления государственного регулирования оплаты труда

Наряду с законодательным установлением нормативов минималь­ной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего времени государство распространяет свою законодательно-регули­рующую роль и на многие другие условия, связанные с оплатой труда. Среди них можно выделить два направления. Одним из них является государственное законодательство, признающее за наемными работ­никами право на забастовки при соблюдении ряда законодательных условий. Главными из них обычно являются ограничение требований забастовщиков условиями тарифного договора, обозначение времени забастовки периодом после истечения действий старого тарифного договора, запретом на действия, наносящие ущерб производству и технической безопасности, и др. Государственное законодательство дает предпринимателям, также при соблюдении определенных усло­вий, право на локауты.

Другое направление законодательства связано с формированием государством системы социального обеспечения не только за счет взносов наемных работников, но и за счет взносов предпринимателей. Если взносы по социальному страхованию, получаемые государством в виде вычета из заработной платы наемных работников, рассматри­ваются как специфическая разновидность подоходного налога, то к взносам предпринимателей подобная трактовка не подходит. Эти взносы имеют характер некоего дополнения к заработной плате. Правда, источником взносов служат не доходы предпринимателей, а конечное потребление населения. Поскольку государство разрешает включать эти взносы в издержки производства, они являются важной разновидностью косвенных налогов.

Обязательность взносов предпринимателей на социальное стра­хование предопределяет существование двух групп показателей оплаты труда. В первую группу входят показатели собственно заработ­ной платы, включающие все виды оплаты труда рабочих и служащих (кроме оплаты высшего управленческого персонала), в том числе и различные виды доплат. В эти показатели не включаются различные взносы предпринимателей на социальное обеспечение как государ­ственного, так и частного характера.

Подобные показатели обычно относятся к различным рабочим периодам. Наиболее распространены показатели почасовой, поне­дельной, месячной и годовой заработной платы. Они различаются не только протяженностью охватываемых ими рабочих периодов, но и составом статей оплаты труда чем шире рабочий период, тем большее число доплат к основной почасовой ставке заработной платы вклю­чают соответствующие показатели.

Во вторую группу входят показатели вознаграждения рабочих и служащих, которые включают и различные взносы предпринимателей по социальному обеспечению, а также некоторые другие виды воз­награждения, не входящие в обычные показатели заработной платы, например оплату высшего управленческого персонала.

Заработная плата, включающая все ее элементы, рассматривается как рыночная ценовая категория. Взносы предпринимателей на соци­альное страхование вместе с заработной платой формируют объем тру­довых издержек производства, оказывающих важнейшее воздействие на цены товаров и услуг, которые создаются наемными работниками.




Навигация

« Прибыль как основной мотив предпринимательской деятельностиПрофсоюзы на рынке труда »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании