Общие принципы и основные характеристики системы налогообложения


 

Задачи налоговой системы

В этой главе рассматриваются процессы развития, свойственные налогообложению стран с развитой рыночной экономикой в послед­ние десятилетия. Там, где это необходимо, отмечаются особенности в этой сфере, характерные для развивающихся стран.

Значимость данной темы объясняется двумя главными причина­ми: огромной ролью налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой в формировании и распределении доходов как предпри­нимательства (юридических лиц), так и населения (физических лиц); тем, что в 80-90-е гг. в ведущих развитых странах произошли прин­ципиальные изменения теоретических и практических основ налого­вой политики, оказавшие и продолжающие оказывать влияние на экономическое развитие и конъюнктуру этих стран.

Эффективное функционирование налоговой системы стран с ры­ночной экономикой направлено на выполнение нескольких основ­ных задач.

Во-первых, налоговая система должна успешно решать фискаль­но-перераспределительную задачу, т.е. путем перераспределения до­ходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ре­сурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых стра­нах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета).

Во-вторых, налоговая система должна действовать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и всякой экономической деятельности, а в лучшем случае способство­вать формированию и усилению подобных стимулов.

В-третьих, система налогообложения достаточно органично свя­зывается и с принципом социальной справедливости.

В-четвертых, на формирование систем налогообложения большое влияние оказывают требования организационной и расчетной лег­кости в определении тех или иных налогов, эффективности их сбора, возможности сохранения стабильности налогообложения, т.е. отсут­ствия необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов, и т.п.

В-пятых, должно осуществляться умелое распределение налого­вого бремени между различными бюджетными уровнями: в федера­тивных государствах - между тремя уровнями - федеральным, реги­ональным (субъектов федерации) и местным; в унитарных государ­ствах - между общегосударственным и местным уровнями.

Доля налоговых поступлений в ВНП

Первый общий показатель, характеризующий роль налога в эко­номике той или иной страны, - доля всех налоговых поступлений, а также налоговых поступлений на центральный (федеральный) уро­вень в валовом национальном продукте (ВНП).

Доля всех налогов в ВНП в странах с развитой рыночной эко­номикой достигает заметной величины. В 80-90-е гг. она составляла: в США - 30%, в Японии - 26-31, в Германии - 38, во Франции - 42-45, в Англии - 37-38, в Италии - 33-41, в Канаде - 33-37, в Австралии - 30, в Швеции - 50-60% и т.д., т.е. налоги составляли от 30 до 40% ВНП, а в некоторых странах и более. Наибольшую долю из них в преобладающем числе стран занимали налоги центрального (федерального) уровня. Например, в США указанная доля составля­ла 18-20%, в Японии - 12-13, в Германии - 28, во Франции - 38, в Англии - 33, в Италии - 33-37, в Канаде - 17-18, в Австралии - 23-24, в Швеции - 33-37% и т.д. В среднем в странах с развитой рыночной экономикой в 80-90-е гг. доля центрального (федерально­го) уровня в ВНП равнялась 30%.

Аналогичная средняя доля центрального уровня, исчисленная для развивающихся стран, заметно ниже. Например, за 1975-1992 гг. она составляла для африканских стран 17,7%, для стран Ближнего Вос­тока - 14,0, для стран Азии, не входящих в ОЭСР, - 14,0, для стран Латинской Америки (без Мексики) - 17,0%.

Важно также отметить относительную стабильность доли налого­вых поступлений (всех и на центральном уровне) в развитых странах.

Прямые и косвенные налоги

Второй общий показатель системы налогообложения стран с ры­ночной экономикой - сходство основных налогов. Примерно 90-95% всех налоговых поступлений приходится примерно на 10 налогов, хотя общее их число в разных странах достигает нескольких десятков, а то и более.

Для классификации налогов первостепенное значение имеет раз­деление их на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются доходы и имущество; косвенные налоги включаются в цену либо в виде надбавки к ней, либо в качестве части издержек производства.

Важный вопрос связан с определением объекта, который в ко­нечном счете покрывает (оплачивает) указанные налоги. В налоговой практике подобный вопрос решается просто: предполагается, что пря­мые налоги полностью оплачиваются владельцами облагаемых дохо­дов и имущества, косвенные же налоги целиком покрываются конеч­ными потребителями продукции, хотя вносят эти налоги в бюджет либо ее производители, либо продавцы.

Но теоретический вопрос о реальных объектах налогообложения гораздо сложнее, за исключением разве что прямых налогов с насе­ления, т.е. с физических лиц. Например, в условиях хотя бы частич­ного доминирования на рынке своей продукции компании (юриди­ческие лица) могут перекладывать если не весь, то часть объема пря­мого налогообложения, например налога на прибыль, на покупате­лей и потребителей своей продукции, т.е., по сути дела, переводить подобные прямые налоги хотя бы частично из прямых в косвенные. И наоборот, при плохой реализации продукции компании подчас не могут полностью переложить возмещение косвенных налогов на по­купателей этой продукции и вынуждены покрывать их хотя бы час­тично за счет своей прибыли. Тем самым эта часть косвенных налогов превращается, по существу, в прямой налог на предпринимателей.

Как уже отмечалось в гл. 15, проблема переложения налогов (из-за коммерческой тайны и по другим причинам) крайне сложна и трудна для решения; поэтому в практике налогообложения ее нередко, осо­бенно в нормальных условиях экономического роста, игнорируют.

И в прошлом, и в современный период в странах с рыночной экономикой прослеживается четкая взаимосвязь между распределе­нием всех налогов на прямые и косвенные и степенью экономичес­кого развития и соответственно уровнем жизни населения этих стран. Чем ниже уровень развития экономики страны и жизненный уровень населения, тем большую долю в общем объеме налогов занимают кос­венные налоги. И наоборот, чем выше уровень развития экономики и жизненный уровень населения, тем больше доля прямых налогов.

Подобная количественная зависимость объясняется просто: в бед­ных странах большие прямые налоги собрать с населения невозмож­но. Трудно собрать и большие прямые налоги с мелкого предприни­мательства, обычно преобладающего в этих странах. Так, по пример­ным оценкам, доля косвенных налогов во всех собираемых налогах в развивающихся странах составляет 60-70%, а в развитых странах - от 30 до 50%. Однако в недавнем прошлом, до Второй мировой вой­ны, в большинстве развитых стран из-за более низкого жизненного уровня населения доля косвенных налогов составляла от 2/3, на­пример, в Германии, в Японии, до 3/4 - во Франции, в Италии.

Существуют и исключения из этой исторической тенденции, на­пример развитие налогообложения в США. В этой стране огромная роль принадлежит общественному мнению, настроенному против косвенного налогообложения. Поэтому на протяжении XX в. в США косвенные налоги составляли 1/3 собираемых налогов, а прямые на­логи - 2/3.

Основной прямой налог на предпринимателей - налог на прибыль. Обычно он выступает в виде налога на прибыль корпораций, т.е. ак­ционерных компаний, хотя на практике может охватывать и другие формы предпринимательства. Во многих странах налог на прибыль взимается раздельно на различных бюджетных уровнях при допуще­нии некоторых различий в методах обложения, иногда с использова­нием особых названий для налогов на низших уровнях.

В отдельных странах наряду с налогом или налогами на прибыль корпораций используются и принципиально иные налоги на при­быль. Таковы, например, промысловый налог в Германии, объеди­няющий обложение и прибыли, и капитала компаний; специальные налоги на доходы в добыче нефти в некоторых нефтедобывающих странах; особое обложение некоторых сфер мелкого предпринима­тельства, не подпадающих под обычный налог на прибыль, так на­зываемым вмененным налогом, т.е. налогом на заранее установлен­ный объем доходов, и др.

Основные прямые налоги с населения - индивидуальный подоход­ный налог и взносы на социальное страхование.

И предпринимательство, и население облагаются также прямыми налогами на собственность (компании - налогом или налогами на капитал; население - налогом на имущество).

Среди косвенных налогов можно выделить следующие основные налоги. Во-первых, это так называемые налоги на потребление, к ко­торым в соответствии с международной практикой относятся три на­лога: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж и налог с оборота (последний утратил свое значение). Во-вторых, в состав косвенных налогов входят акцизы и таможенные пошлины. В-тре­тьих, - взносы работодателей на социальное обеспечение.

Распределение налоговых поступлении по бюджетным уровням

Важный обобщающий показатель системы налогообложения - распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно в бюджетных системах главную роль играет феде­ральный (в унитарных государствах - центральный) бюджет.

Подходы к распределению налогов между отдельными бюджет­ными уровнями бывают различными.

Один из них предполагает привязку определенных налогов к тому или иному бюджетному уровню. Например, доходная часть федераль­ного бюджета США формируется в основном за счет прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (46% во всех федеральных налогов в 1997 г.), взносов населения по социальному страхованию (34%), налога на прибыль корпораций (11%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы - 4%, таможенные пошлины - 5%). Доход­ная часть бюджетов штатов формируется за счет косвенных нало­гов (налога с продаж и акцизов). Источники доходов местных бюд­жетов - местные налоги, прежде всего налог на имущество. В США около 2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет, а остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.

Второй подход состоит в разделении единых государственных налогов в определенных пропорциях между отдельными уровнями. В результате региональные и местные налоги по своей значимости для бюджетов соответствующих уровней могут оставаться на втором плане Например, в Германии федеральный и земельный уровни по­лучают примерно одинаковые объемы налоговых поступлений, а местный уровень - заметно меньший объем.

Отдельные виды основных федеральных налогов распределяются по различным бюджетным уровням законодательно. По одним обще­государственным налогам устанавливаются постоянные нормы рас­пределения. Так, в ФРГ налог на прибыль делится поровну между фе­деральным и земельным уровнями; 85% подоходного налога делятся пополам между этими двумя уровнями, а остальные 15% отдаются на местный уровень. По другим налогам распределение со временем из­меняется. При делении между тремя уровнями налога с продаж, на­пример, стремятся выровнять финансовое положение различных зе­мель; поэтому нормативы распределения меняются каждые два-три года. В Германии также практикуется достаточно редкое «горизонталь­ное выравнивание» налогового бремени: более богатые земли перечис­ляют часть своих налоговых поступлений менее благополучным.

Третий подход состоит в передаче средств от высших бюджетных уровней в пользу низших (трансферты). Такой подход как дополни­тельный распространен практически во всех странах и с унитарным, и с федеративным устройством, причем во вторых часто трансферты играют роль не только финансовой поддержки слабых в финансовом отношении регионов, но и символа федерального централизма в слу­чае передачи трансфертов, обычно меньших по размеру, благополуч­ным в финансовом отношении регионам.




Навигация

« Организация заработной платы, ее формы и системыРеформирование системы прямого налогообложения »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании