Реформирование косвенного налогообложения


 

В сфере косвенных налогов главными направлениями реформы в развитых странах в послевоенный период были следующие резкое повышение роли НДС, изменения в акцизном обложении, снижение роли таможенных пошлин и жесткое разделение развитых стран на две группы по относительной значимости косвенных налогов.

Повышение роли НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) - относительно новый налог, впервые введенный во Франции в 1954 г. и затем быстро рас­пространившийся в других развитых странах за счет вытеснения дру­гих налогов на потребление. Преимуществом НДС по сравнению с налогом с оборота считается то, что он взимается с добавленной сто­имости - разности между товарной продукцией и материальными за­тратами, кроме амортизации, тес реального вклада каждой стадии производства и обращения в ВНП Налог с оборота таким достоин­ством не обладает, поскольку облагаемая им товарная продукция за­метно отличается долей материальных затрат в различных отраслях. Достоинство НДС по сравнению с налогом с продаж заключается в том, что он охватывает все стадии производства и обращения, а не только конечную стадию.

В настоящее время НДС занял ведущее место среди всех косвен­ных налогов в большинстве развитых стран. Он выплачивается про­изводителем в виде разности между НДС, начисленным на произве­денные и проданные товары и услуги, и НДС, начисленным на при­обретенные для производства этих товаров и услуг сырье, материалы и прочие предметы труда.

НДС не используется только в США и Австралии, где из налогов на потребление продолжает применяться налог с продаж (в США ставки этого налога колеблются по штатам от 3 до 8,25%). В некоторых странах, например в Германии, налог с продаж используется парал­лельно с НДС, хотя и в заметно меньшем объеме.

Сроки введения и стандартные ставки НДС в развитых странах указаны в табл. 22.2.

Таблица 22.2.

Сроки введения и ставки НДС в странах ОЭСР

Страна

Срок введения НДС, годы

Первоначальная стандартная ставка, %

Стандартная ставка в 1996 г., %

 

Кроме стандартной ставки, применяемой к преобладающему большинству товаров и постепенно повышаемой с момента введения НДС, почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары - продовольствие, медика­менты и т.п.

Кроме сниженных ставок по НДС в странах ЕС используются два других вида льгот по этому налогу - освобождение и использование так называемой нулевой ставки При освобождении от НДС произ­водитель продает продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретенные для использования в производстве данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но одновре­менно производитель оплачивает НДС на приобретенные и затрачен­ные на производство продукции сырье и материалы.

При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с продаваемой продукции и соответственно не платит его государству и одновре­менно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства.

В странах ЕС широко распространены льготы по НДС в виде сни­женной ставки, освобождения и «нулевой ставки», которая исполь­зуется в Великобритании, Италии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Ирландии.

Акцизы и таможенные пошлины

Особую группу косвенных налогов составляют акцизы. По своей природе они близки к налогам на потребление, особенно к налогу с продаж, однако имеются и некоторые различия НДС и налог с продаж нацелены, как правило, на обложение всего или преобладающей части конечного потребления при относительно умеренных ставках для раз­личных товарных групп и с возможными заниженными ставками для социально значимых товаров.

Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определенных частей. При этом они выпол­няют не только усиленно-фискальную, но и иную функцию. Напри­мер, базовыми товарами, которые обязательно облагаются акцизами во всех развитых странах, являются алкогольная и табачная продукция в пределах государственной монополии на ее производство и распре­деление. Подобное обложение обосновывается не только необходи­мостью получения высоких налоговых поступлений от потребителей подобной продукции, что и определяет высокие акцизные ставки, но и стремлением несколько ограничить с помощью повышенных цен потребление этой вредной для здоровья продукции. Акцизы также используются для обложения некоторых других товаров, причем, как правило, с чисто фискальными целями.

Хотя в разных странах нет единства в отборе подакцизных товаров, к тому же этот отбор может отличаться для тех или иных периодов, все же можно выделить два основных признака, по которым они от­бираются: это либо товары массового потребления с низкой эластич­ностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ог­раниченного спроса, например ювелирные изделия.

Так, в США акцизы собираются на всех трех бюджетных уровнях, но особенно в штатах. В прошлом список подакцизных товаров был достаточно широк. Теперь, при сокращении этого списка, в нем на­ряду с алкогольной и табачной продукцией остаются пиво, бензин, телефонные услуги, услуги авиакомпаний и некоторые другие товары и услуги. В странах ЕС рекомендуют ограничивать список подакциз­ных товаров, кроме алкогольной и табачной продукции, бензином и другими нефтепродуктами.

Акцизные ставки устанавливаются в двух принципиально отлич­ных видах: либо как отношение, обычно высокое, к стоимости по­дакцизного товара, выраженное в процентах (иногда как доля цены, также выраженная в процентах), либо в абсолютном стоимостном вы­ражении на определенную единицу измерения (например, в США на 1 пинту алкогольной продукции, на 1 галлон бензина и т.п.).

Выбор между двумя видами акцизных ставок связан прежде всего с инфляцией. При первом виде ставок налоговые органы получают акцизные сборы, меняющиеся в связи с изменением масштаба ин­фляции, но одновременно они автоматически способствуют ее уси­лению. При ставках акцизов в абсолютных стоимостных единицах налоговые органы могут понести потери в случае усиления инфляции, зато ставки не содействуют этому. Антиинфляционные настроения последних десятилетий приводят к тому, что предпочтение в развитых странах отдается второму виду ставок.

Особую группу косвенных налогов составляют таможенные пош­лины. В принципе их установление определяется теми же целями, что и налогообложение в целом, хотя и в весьма специфических формах. Применительно к таможенным пошлинам можно выделить две цели: фискальную и производственно-стимулирующую. В прошлом при ус­тановлении пошлин во всех развитых странах преобладала первая цель, в результате чего доля таможенных пошлин в налоговых по­ступлениях была достаточно весомой. Теперь в этих странах тамо­женные пошлины в решении фискальных проблем играют второсте­пенную роль. Это отчетливо проявилось в том, что, во-первых, в общих налоговых поступлениях пошлины составляют незначитель­ную величину и, во-вторых, они относятся, как правило, к импор­тируемым товарам.

Главная цель их установления - защита отечественного произво­дителя от чрезмерной конкуренции аналогичных импортных товаров или в сочетании с другими мерами - стимулирование импортера к тому, чтобы он предпочел вместо импорта продукции в определенную страну создавать на ее территории предприятия по производству этой же продукции.

Особой разновидностью импортных пошлин являются так назы­ваемые антидемпинговые пошлины, в несколько раз превышающие обычные пошлины. Они накладываются обычно на импортные то­вары, которые продаются по ценам ниже мировых (либо ниже внут­ренних цен страны-импортера) или по которым обнаруживаются дру­гие факты демпинга (например, субсидирование экспорта).

Важную роль в уменьшении значения таможенных пошлин в раз­витых странах сыграло долголетнее действие Генерального соглаше­ния по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), основной целью кото­рого было уменьшение таможенных и других барьеров во внешней торговле. В результате действия ГАТТ средняя величина таможенных пошлин в развитых странах с 1945-1947 гг. до конца 80-х гг. снизилась с 40-60% до 3-5%.

Однако снижение таможенных пошлин в развитых странах не сви­детельствует о столь же значительном уменьшении протекционист­ских тенденций на мировом рынке и во внешней торговле этих стран. Там, где протекционизм соответствует государственным интересам, они без стеснения используют весьма действенные меры - так на­зываемые нетарифные барьеры, против которых ограничения ГАТТ и заменившей его Всемирной торговой организации (ВТО) оказыва­ются малоэффективными или бессильными.

Число мер, относящихся к нетарифным барьерам, весьма велико. Многие из них вообще не поддаются какому-либо контролю. Наи­более известны количественные ограничения (квотирование) импор­та или экспорта и часто связанное с ними лицензирование (разре­шение на импорт или экспорт определенного товара узкой группе фирм и организаций). В протекционистских целях часто использу­ются другие налоги - либо уже существующие (НДС, акцизы и др.), либо специально вводимые взамен не разрешаемых ВТО таможенных пошлин.

Снижение роли таможенных пошлин в развитых странах особенно очевидно при сопоставлении их с развивающимися странами, в ко­торых таможенные пошлины сохраняют значение важного налогового дохода. Так, если в 1986-1992 гг. импортные пошлины во всех нало­говых поступлениях на центральный (федеральный) уровень развитых стран составляли 2,5%, а экспортные пошлины - 0,01%, то в тот же период эти соотношения были. в странах Африки - 27,5 и 9,7%; в странах Ближнего Востока - 26,6 и 0,2%; в азиатских странах, не вхо­дящих в ОЭСР, - 23,5 и 2,9%, в странах Латинской Америки, за ис­ключением Мексики, - 21,5 и 2,5%.

Подводя итоги сказанному о реформировании косвенных нало­гов, необходимо отметить следующее.

В современный период в большинстве развитых стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС-от 15 до 50% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5-1/2 всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран. Только в трех из них - в США, Японии и Канаде - роль косвенного налогообложения заметно ниже. Это вы­звано устойчиво негативным отношением общественного мнения этих стран к косвенным налогам из-за инфляционного их влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости: сбор этих налогов не зависит ни от размера доходов, ни от размера имущества налогоплательщиков.




Навигация

« Реформирование системы прямого налогообложенияВзносы работодателей на социальное обеспечение »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании