Взносы работодателей на социальное обеспечение


 

Назначение взносов

От 20 до 40% налоговых поступлений приходится на взносы пред­принимателей и занятых на социальное страхование. Взносы пред­принимателей составляют большую часть (в ряде стран до 2/3) их общей величины.

К различным фондам социального обеспечения в развитых стра­нах относятся пенсионный фонд, фонд страхования от болезней, фонд занятости (помощь по безработице) и некоторые другие. Число фондов в разных странах бывает различным, но перечень финанси­руемых ими целей примерно одинаков.

Источниками финансирования фондов в преобладающем боль­шинстве развитых стран являются взносы предпринимателей на со­циальное обеспечение и взносы наемных работников, а также лиц свободных профессий на те же цели. Взносы физических лиц в от­личие от взносов предпринимателей являются прямыми налогами.

Есть своеобразные исключения из этого общего порядка уплаты взносов. В Дании предприниматели полностью освобождены от взно­сов на социальное обеспечение, а в Швеции, наоборот, они стали основным источником финансирования фондов социального обес­печения с некоторым добавлением государственных средств. Наем­ные же работники в этой стране от взносов на социальное обеспечение освобождены, и платят их только лица свободных профессий.

Ставки взносов

Ставки взносов предпринимателей на социальное обеспечение определяются как доли (в %) либо от всего фонда заработной платы, либо от фонда заработной платы с некоторой корректировкой. Она предусматривает установление некоего минимального пограничного уровня заработной платы, ниже которого взносы на социальное обес­печение не взимаются, и соответственно весь объем заработной платы ниже этого уровня вычитается из расчетов ставок. Ставки обычно различаются в зависимости от фондов. Например, в Германии для взносов предпринимателей в пенсионный фонд установлена ставка 9,3%, в фонд страхования от болезней - 6,9, в фонд занятости - 3,25%. Чаще всего эти ставки являются едиными, но иногда, напри­мер во Франции, они носят прогрессивный характер, т.е. устанавли­вается несколько ставок с увеличением их в зависимости от фонда заработной платы на облагаемых предприятиях.

В целом общий размер ставок взносов предпринимателей на со­циальное обеспечение колеблется по странам от 15-20% к фонду за­работной платы (в США и Германии) до 40-50% (во Франции и Ита­лии).

По общему объему и соответственно по отношению к другим на­логам взносы предпринимателей на социальное обеспечение заметно различаются по отдельным странам. В одних странах (наиболее яркий пример - Франция, Италия) взносы составляют около 1/4 налоговых поступлений, что является результатом мощного давления рабочего движения, профсоюзов, их требования переложить бремя основно­го финансирования этих социальных расходов на предпринимателей. В других странах, в которых ставится цель достижения относитель­ного равенства в покрытии подобных расходов предпринимателями и наемными работниками, эта доля заметно ниже (например, от 10% в Великобритании и Канаде до 15% в США, Германии и Японии).

Выводы

1. Сложившаяся в странах с развитой рыночной экономикой система налогообложения обеспечивает стабильное наполнение доходной части гос­бюджета на всех его уровнях и тем самым укрепляет финансовую основу устойчивого экономического роста.

2. Последние два десятилетия характеризуются важными процессами ре­формирования системы налогообложения в развитых странах. Наиболее важ­ным звеном этих реформ являлась перестройка основных прямых налогов с целью усиления налогового стимулирования производства. Налогообложе­ние прибыли было ограничено такими количественными стандартами, ко­торые не могли подорвать ее производственно-стимулирующую функцию. Была заметно уменьшена система льгот по налогу на прибыль при сохране­нии тех из них, которые в наибольшей мере стимулируют научно-техничес­кий прогресс и производство. Произошло также общее снижение индиви­дуального подоходного налога и сглаживание его прогрессивности с целью увеличения сбережений населения как финансовой базы производственных инвестиций.

3. Ведущими направлениями реформирования системы косвенного налогообложения было широкое распространение налога на добавленную сто­имость (НДС) за счет вытеснения налога с оборота и уменьшения налога с продаж. НДС в большей мере соответствует особенностям структуры рыноч­ной экономики и поэтому имеет большие возможности влияния на все эко­номические сектора.

4. Акцизное обложение сконцентрировалось на таких товарах, как ал­когольная и табачная продукция, а также некоторых других товарах массо­вого или ограниченного спроса. Заметно снижена роль таможенных пошлин, особенно на экспортные товары, с заметной компенсацией за счет нетариф­ных барьеров.

5. Во всех странах важную роль играет система целевого налогообложе­ния для социального обеспечения и в виде прямого социального налога на занятых и в еще большей мере - за счет косвенного обложения предприни­мателей взносами на социальное обеспечение.




Навигация

« Реформирование косвенного налогообложенияЗаключение »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании