ПОРЯДОК СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ И ПРЕДЛОЖЕНИИ


 

Общие сведения о порядке слов.

Порядок слов выпол­няет две основные функции - с м ы с л о в у ю и с т и л и с т и ­ч е с -

к у ю.

1. Наиболее важной функцией порядка слов является с м ы с ­л о в а я функция. Предложение может иметь разный смысл в зависимости от того, что является главным в сообщении. На­пример, различающиеся порядком слов варианты Анна пошла в сад и В сад пошла Анна отличаются друг от друга по главной цели сообщения. В первом случае говорящий сообщает о том, что сделала Анна, а именно - пошла в сад. Во втором предло­жении сообщается о том, кто пошёл в сад - Анна. Это сообще­ние предполагает, что слушателям известно, что кто-то пошёл в сад, но неизвестно, кто именно.

Два приведённых варианта с разным порядком слов содер­жат два разных по смыслу сообщения.

2. Варианты порядка слов могут быть с т и л и с т и ч е с к и ­м и с и н о н и м а м и и служить для создания разных стилей речи. Существуют такие варианты порядка слов, которые при­дают предложению эмоциональную окраску, например: В воз­духе уже не так сильно пахло,- в нём снова как будто разли­валась сырость... Не долги летние ночи! Разговор мальчиков угасал вместе с огнями... (Т.) Порядок слов в выделенном пред­ложении придаёт ему оттенок эмоциональной взволнованности. При обычном порядке слов то же предложение лишено эмо­циональной окраски: Летние ночи не долги.

П р и м е ч а н и е. В некоторых случаях порядок слов выполняет и третью функцию - он служит для различения членов предложения. Так, пол­ное прилагательное в зависимости от своего места может быть определением или именной частью составного сказуемого, например: Было солнечное утро и Утро было солнечное.

Понятие об актуальном членении предложения.

Пред­ложение обычно содержит две части: то, о ч ё м сообщается, из чего исходит говорящий, и то, ч т о о б э т о м сообщается. Первая часть называется логическим субъектом или т е м о й, а вторая часть - логическим предикатом или р е м о й. Наибо­лее важной по смыслу является вторая часть - то, что сообща­ется о теме. Вторая часть - рема - чаще всего содержит новые для слушателя или читателя сведения. Рема осуществляет ком­муникативную задачу предложения, т. е. она содержит то глав­ное, что говорящий стремится сообщить в данном предложе­нии. Например, в предложении Студенты читают сообщается о студентах (тема) то, что они читают (рема.).

В стилистически нейтральной литературной речи исходная часть сообщения, его тема, занимает начальное место в предло­жении, а рема - конечное.

Членение предложения на тему и рему называется а к т у а л ь н ы м ч л е н е н и е м. То, что известно из контекста, или то, что говорящий хочет сделать исходной частью своего сооб­щения, вводится в состав темы, а главное в сообщении, ещё неизвестное, становится ремой.

Тема и рема определяются при помощи вопроса, который мо­жет быть поставлен к предложению. Часть предложения, вхо­дящая в состав вопроса, является его темой, а часть, отвечаю­щая на вопрос,- ремой. Например, к предложению Стройная красавица Марьянка проходит в ворота и, бросая хворостину, закидывает плетень и со всех резвых ног бросается разбивать и загонять на дворе скотину (Л. Т.) можно поставить вопрос: что делает стройная красавица Марьянка? Часть предложения, входящая в состав вопроса,- Стройная красавица Марьянка - является его темой, остальная часть предложения, отвечающая

на вопрос,- ремой.

К предложению Егорушкой тоже, как и всеми, овладела ску­ка (Ч.) можно поставить вопрос: что произошло с Егорушкой? Часть предложения, входящая в состав вопроса,- Егоруш­кой - является темой, остальная часть предложения-ремой.

П р и м е ч а н и е. Встречаются такие предложения, в которых при омони­мичности форм существительных тема и рема определяются исключительно порядком слов. Например: Мать любит дочь (мать - подлежащее, составляю­щее тему предложения, дочь - прямое дополнение, вместе со сказуемым любит составляющее рему предложения).-Дочь любит мать (Дочь-подлежащее (тема), мать - прямое дополнение, входящее в рему предложения).

Упражнение 66. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте к предложениям вопросы. Определите в них тему и рему.

1) Pa...казы о пожар... Москвы, о Бородинском сражени..., о Березине, о взяти... Парижа были моей колыбельной песнью, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей. (Герц.) 2) Было время самое рабочее. (Л. Т.) 3) Работа подвигалась успешно. (Л. Т.) 4) Ночь была августовская, звёздная, но тёмная. (Ч.) 5) Цель моя - поб...дить эту многоголовую гидру. (Ч.) 6) Обоз ра...положился в стороне от деревн..., на берегу реки. (Ч.) Выхожу я от Кати раздраженный, напуга...ый разговора­ми о моей болезн... и н...довольный собою. (Ч.) 7) Весна на­ступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на По­лесье - н...ожида...ая. (Купр.) 8) Младенчество своё я вспо­минаю с печалью. (Бун.) 9) Я проснулся от тихого гула в печ­ной трубе. (Пауст.)

Коммуникативно нерасчленённые предложения.

Ком­муникативно нерасчленённые предложения не членятся на тему и рему. В них сообщается о существовании или возникновении предметов и явлений, выражается представление о каком-нибудь факте действительности как о неразложимом едином целом.

П р и м е р ы. 1) Слегка повеяло тёплой сыростью. (Т.) 2) Было серенькое тёплое утро. (Купр.) 3) Блестели мокрые крыши. (Пауст.) 4) Влажная, тёплая, тёмная ночь поздней осенью. Поздний час. Селенье в Верхних Альпах, мёртвое, дав­но спящее. (Бун.) 5) Надо было спешить к вертолёту. (Песк.)

Коммуникативно нерасчленённые предложения состоят толь­ко из ремы. В них нет темы, нет исходного пункта сообщения. Весь состав таких предложений обычно содержит новые для читателя или слушателя сведения. Коммуникативно нерасчле­нённые предложения отличаются смысловой цельностью. К ним может быть поставлен вопрос общего характера: что происхо­дит? Что происходило, произошло, произойдёт? На вопрос отве­чает всё предложение в целом: Светит месяц; Наступило утро и под.

Коммуникативно нерасчленённые предложения часто упо­требляются в повествовании и описании, называя ряд чередую­щихся событий или сосуществующих предметов и явлений, на­пример: Подходил поезд, вываливались на платформу несмет­ные дачники, пахло каменным углем паровоза и сырой свеже­стью леса... (Бун.)

Упражнение 67. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите коммуникативно нерасчленённые предложения. Поставьте к ним вопрос.

1) Всё текло живо и совершалось размере...ым ходом: дви­гались мельницы, валяльни, работали суко...ые фабрики, сто­лярные станки, прядильни. (Г.) 2) Действительно, послыш...лись пронзительные, быстро след...вавшне один за другим свист­ки. Два вальдшнепа, играя и дог...няя друг друга и только свистя, а не хоркая, налетели на самые головы охотников. Разда­лись четыре выстрела, и, как ласточки, вальдшнепы дали быст­рый заворот и и...чезли из виду. (Л. Т.) 3) Дождь почему-то долго (не, ни) начинался. Егорушка в надежде, что туча, быть может, уходит мимо, выглянул из рогожи. Было страшно темно. (Ч.) 4) Прошло около часа. Зелёный огонь погас, и (не, ни) стало видно теней. Луна уже стояла высоко над домом и осв...щала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отч...тливо видны и казались все одного цвета. Становилось очень холодно. (Ч.) 5) Пароход отвалил. Дым сносило в сторону. Он ложился на воду тёмной дорогой. Пищали и кувыркались чайки. (Пауст.)

 

Обычный порядок слов в словосочетаниях.

Обычный порядок слов в словосочетаниях такой, который не зависит от актуального членения предложения.

I. И м е н н ы е с л о в о с о ч е т а н и я

1. При распространении имени существительного согласо­ванные определения ставятся впереди существительного, а не­согласованные определения, дополнения и обстоятельства - позади: жаркое солнце юга, скучное ожидание поезда, езда ша­гом, стремление учиться, поездка в Полесье.

2. При распространении имени прилагательного обстоятель­ства степени ставятся впереди прилагательного, а дополне­ние - позади: исключительно интересный; почти чёрный; раз­дражающе крикливый; бледный от испуга; готовый уснуть. Дополнение в родительном падеже при сравнительной степени ставится позади неё: твёрже стали, белее снега.

3. При распространении имени числительного количествен­ного именами существительными существительные ставятся по­зади числительного: десять дней, четыреста метров. Обратный порядок изменяет смысл словосочетания: дней десять, метров четыреста (указывается уже не точное, а приблизительное ко­личество).

II. Г л а г о л ь н ы е с л о в о с о ч е т а н и я

При распространении глагола: а) дополнение ставится поза­ди глагола, при этом прямое дополнение на конце словосочета­ния: ловить неводом рыбу, послать сыну письмо, понадеяться на товарища; б) обстоятельства образа действия, выраженные качественными наречиями на и -е, ставятся впереди глагола:

быстро бегать, угрожающе смотреть, а выраженные другими наречиями - позади: писать по-русски, идти пешком; в) обстоя­тельства места и времени ставятся позади глагола: идти в шко­лу, сидеть дома.

Обычный порядок членов предложения.

I. Г л а в н ы е ч л е н ы п р е д л о ж е н и я

В двусоставных предложениях, расчлененных на тему и ре­му, подлежащее предшествует сказуемому, если темой служит подлежащее или группа подлежащего, а ремой - сказуемое или группа сказуемого. Группа подлежащего - это подлежащее со всеми распространяющими его словами. Группа сказуемого - это сказуемое со всеми распространяющими его словами. На первом месте в предложении находится тема, на послед­нем - рема.

П р и м е р ы. 1) Порывистый ветер быстро мчался мне на­встречу через жёлтое, высохшее жнивьё. (Т.) 2) Мальчики при­утихли. (Т.) 3) Все птицы спят. (Т.) 4) Дым от выстрелов, как молоко, белел по зелени травы. (Л. Т.) 5) Сад был обнесён бе­лым каменным забором. (Ч.) 6) Воздух был тонок и странен. (Пауст.)

Предложения, в которых группа подлежащего является те­мой, а группа сказуемого - ремой, отвечают на вопросы: что делает данное лицо или предмет, в каком состоянии он нахо­дится? Что с ним происходит? Какими свойствами он обладает?

В двусоставных коммуникативно нерасчленённых предложе­ниях обычным является обратный порядок главных членов. В них сказуемое или группа сказуемого находится на первом месте в предложении, а подлежащее или группа подлежаще­го-на последнем: 1) Прошло несколько мгновений. (Т.) 2) Быстро сохнет трава. (Т.) 3) Часто падали звёзды. (Ч.) 4) Дул тёплый ветер. (Ч.)

В коммуникативно нерасчленённых двусоставных предложе­ниях такой порядок главных членов является обязательным.

При обычном порядке главных членов предложения как в коммуникативно расчленённых, так и в коммуникативно нерас­членённых предложениях обязательно сохраняется обычный по­рядок слов в словосочетаниях, образующих группу подлежа­щего и группу сказуемого (порывистый ветер; пахли осенней листвой; взошёл по лестнице; быстро сохнет).

II. В т о р о с т е п е н н ы е ч л е н ы предложения Обычное место о п р е д е л е н и я в предложении такое, ко­торое соответствует правилам его расположения в словосоче­таниях: согласованное определение предшествует определяемо­му имени (свежие цветы), несогласованное определение сле­дует после него (цветы из сада) (см. § 51). Например: А у бе­лых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старин­ных крепких ворот со львами, стояли две девушки. (Ч.)

Обычное место д о п о л н е н и я может быть двояким:

1) По правилам порядка слов в словосочетаниях дополне­ние располагается после глагола, имени существительного или прилагательного, например: Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями. (Г.)

2) Если дополнение (со всеми распространяющими его сло­вами) служит предметом сообщения - темой, а остальная часть предложения - ремой, то обычный порядок слов следующий: дополнение - в начале предложения, а внутри ремы слова рас­полагаются так, как в коммуникативно нерасчленённых пред­ложениях, например: 1) Кустарнику нет конца... (Т.) 2) Сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь. (Т.) 3) Комнату наполнил сумрак. (Булг.)

К предложениям с дополнением-темой можно поставить во­просы: что происходит с данным лицом или предметом (выра­женным дополнением)? В каком состоянии находится, что испы­тывает данное лицо или предмет? Какими свойствами он об­ладает?

Обычное место обстоятельства со значением места,

времени, условия, причины, цели может быть двояким. Если об­стоятельство относится к глагольному действию и стоит при гла­голе, его место соответствует правилам порядка слов в слово­сочетаниях - оно следует после глагола, например: Я вышел из сада, подобрал на дороге своё пальто и не спеша побрёл домой. (Ч.)

Если обстоятельство относится к какому-нибудь явлению, событию, состоянию, выраженному целым предложением, то оно находится в начале предложения, например: 1) На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды. (Т.) 2) А в это время на тер­расе говорили, слышался шорох платьев, перелистывали кни­гу. (Ч.)

Упражнение 68. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите место подлежащего (или группы подлежащего) по отношению к сказуемому (груп­пе сказуемого). Объясните, чем определяется разное взаиморасположение подлежащего и сказуемого.

1) Ещё н... окраше...ая железная крыша ослепительно бл...стела на ярком солнце. (Л. Т.) 2) Месяц, потеряв весь свой блеск, как облачко, белел на небе. Можечинки, прежде сереб­рившиеся росой, теперь золотились. Ржавчина была вся янтар­ная. Синева трав перешла в темн...ватую зелень. Болотные птич­ки копошились на бл...стящих росою и клавших дли...ую тень кустиках у ручья. (Л. Т.) 3) Запели настра...ваемые скрипки и флейта, стало вдруг страшно, казалось, что из всех лож смотр...т. (Ч.) 4) Но вот пошли дожди, стало холодно. (Ч.) 5) Уж ра...вело и взошло солнце, засверкал кругом снег, а он всё стоял поодаль и ла...л. (Ч.)

69. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите дополнения. Объ­ясните, чем определяется их место в предложении.

1) Я скоро простился с комендантом и с его семейством. (П.) 2) Я приш...л к ней с полным сердцем и едва дождался сви­дания. (Дост.) 3) Улыбка и...чезла с его лица, и он задумался. И вдруг на него нашло странное чувство. На него наш...л страх и сомнение, сомнение во всём. (Л. Т.) Они только что при­ехали из Москвы и рады были своему уед...нению. (Л. Т.)

5) Гурову было уже скучно слушать, его раздражал наивный тон, это пок...яние, такое н...ожида...ое и н...уместное. (Ч.)

6) У старика была склонность к семейной жизни, и он любил своё семейство больше всего на свете. (Ч.) 7) Ещё с раннего утра всё небо обл...жили дождевые тучи. (Ч.) 8) Каме...ую тишину и зыбкий сумрак броше...ого здания быстро разбудило эхо вое...ого шага. (Буле.) 9) Для него, слепого, настала горь­кая и трудная жизнь. (Ю. К.)

70. Спишите. Найдите обстоятельства. Объясните, чем определяется их место в предложении.

1) В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина (Дост.) 2) В прозрачной тишине утра слышны были малейшие звуки. (Л. Т.) 3) По случаю волнения на море па­роход пришел поздно. (Ч.) 4) В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. (Ч.) 5) Ранним утром мы приехали в торжественную и взволнован­ную Москву. (Пауст.) 6) Реки здесь странные. Шесть часов они текут в море. Следующие шесть часов под напором прилива во­да идёт вспять. (Ю. К.)

Изменение обычного порядка слов при изменении акту­ального членения предложения.

Рассмотренный выше порядок слов сохраняется и тогда, когда ремой является зависимая от глагола форма слова, расположенная после глагола в конце предложения. Например, в предложении Отец уехал в Сибирь ремой может служить и группа сказуемого в целом (в этом слу­чае к предложению можно поставить вопрос: что сделал отец? - уехал в Сибирь), и обстоятельство в Сибирь (в этом случае к предложению можно поставить вопрос: куда уехал отец? - в Сибирь). Такой порядок слов сохраняется, поскольку в обоих случаях рема находится в конце предложения.

Если ремой служит какой-нибудь другой член предложения, то обычный порядок слов изменяется так, что этот член пред­ложения ставится на последнее место в предложении. При этом может изменяться и обычный порядок синтаксических групп, и обычный порядок компонентов внутри словосочетаний, состав­ляющих синтаксическую группу. Сравним два предложения:

Садовник принёс цветы и Цветы принёс садовник. К первому предложению может быть поставлен вопрос: что сделал садов­ник? На вопрос отвечает рема: принёс цветы. Ко второму пред­ложению ставится другой вопрос: кто принёс цветы? На этот вопрос отвечает другая рема - садовник. Здесь группа сказуе­мого, которая служит темой, предшествует подлежащему, слу­жащему ремой. Внутри группы сказуемого изменён обычный для словосочетаний порядок компонентов - глагол стоит за до­полнением.

Сравните предложения Артистка имела колоссальный успех. Успех артистка имела колоссальный. В первом предложении порядок слов обычный, потому что ремой в нём служит группа сказуемого. Во втором предложении ремой является определение колоссальный. Компоненты словосочетания колоссальный успех разъединены. Внутри темы разъединены компоненты словосочета­ния имела успех. Эти компоненты расположены по отношению друг к другу в необычной последовательности.

Упражнение 71. Спишите. Объясните, чем определяется разный порядок слов в следующих предложениях:

1) Старший брат поехал встречать гостей.-Встречать гос­тей поехал старший брат. 2) Она с восхищением смотрела на мои этюды.- На мои этюды она смотрела с восхищением. 3) Его самолюбие невыносимо страдало.- Самолюбие его страдало не­выносимо. 4) Я нежно любил природу.- Природу я любил неж­но. 5) Он был первоклассный работник.- Работник он был первоклассный. 6) Весна является лучшим временем года.- Лучшим временем года является весна. 7) Овцы - самые бояз­ливые из животных.- Самые боязливые из животных - овцы. 8) Юрий был интересным учеником.- Интересным учеником был Юрий. 9) По утрам я занимаюсь математикой.- Математикой я занимаюсь по утрам.

72. Измените порядок слов в предложениях так, чтобы все члены пред­ложения были расположены в обычном порядке. Определите, какие измене­ния произошли при этом в актуальном членении.

1) Мужа своего она, однако же, боялась... (Т.) 2) Гостей он принимал весьма ласково и радушно... (Т.) 3) Живой пример ему я. (А.) 4) Приехал он в своё Жуково под вечер. (Ч.) 5) А жаворонки заливаются неугомонно. (Ч.) 6) Вечер наступал тёплый, душный. (Бун.)

Понятие инверсии. Стилистическая роль порядка слов.

Конечное положение ремы характерно для стилистически ней­тральной, спокойной, размеренной речи. В эмоциональной, взволнованной речи наблюдается отступление от этого правила: слова в предложении располагаются так, что рема занимает в нём начальное место или находится в середине предложения. Такая перестановка называется и н в е р с и е й (от лат. inver-sio-превращение, перемена).

Рема как наиболее важная часть предложения всегда вы­деляется фразовым ударением. При инверсии фразовое ударе­ние, выделяющее рему, оказывается в начале или середине предложения. Это придаёт предложению повышенную вырази­тельность, экспрессивность, например: Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. (Г.) Сравните это предложение со стилистически нейтраль­ным вариантом, в котором рема (выраженная сказуемым) нахо­дится в конце предложения: Он горит и дышит. При инверсии актуальное членение предложения не изменяется. Состав темы (он) и ремы (горит и дышит) остаётся прежним. Предложения с инверсией отличаются лишь стилистически от предложений без инверсии - они являются экспрессивными вариантами пред­ложений с ремой в конце.

Существуют разные формы инверсии. В одних случаях все члены предложения - как нераспространённые, так и распро­странённые (т. е. синтаксические группы) - выстраиваются в обратном порядке по сравнению со стилистически нейтраль­ными вариантами. Например, в предложении Рано утром на Волге бродил лёгкий туман порядок слов может быть изменён следующим образом: Лёгкий туман бродил рано утром на Вол­ге. Сравните этот экспрессивный вариант со стилистически ней­тральным. В стилистически нейтральном варианте порядок слов обычный: на первом месте стоят обстоятельства места и времени, относящиеся ко всей остальной части предложения (см. § 52), на втором - сказуемое, на последнем - группа подлежащего. В экспрессивном варианте на первом месте стоит группа подлежащего (подлежащее выделяется фразовым ударением), на втором - сказуемое, на последнем - обстоятельства.

В других случаях изменяет обычное место только один член предложения. Например, в начало предложения выносится гла­гольное сказуемое: Пошла девочка в лес; Раскинулись на пло­щадях яркие цветники. Сравните с обычным порядком слов:

Девочка пошла в лес; На площадях раскинулись яркие цветни­ки. Экспрессивные варианты, в которых глагольное сказуемое занимает необычное для него место в начале предложения и выделяется интонационно, придают изложению эпическую, тор­жественную окраску.

Инверсия возможна и в словосочетаниях. Последний компо­нент словосочетания выносится в его начало и выделяется уда­рением, например: Я лебёдчиком работаю, лес на берег выка­тываю. Сравните этот порядок слов с обычным: Я работаю ле­бёдчиком, выкатываю на берег лес. Подобная инверсия компо­нентов словосочетаний имеет разговорную окраску, поскольку такой порядок слов характерен для устной разговорной речи. Разговорно окрашены и короткие нерасчлененные предложения с инверсией главных членов. Вынесенное на первое место подле­жащее выделяется в них ударением, например:-Александрыч, у нас оказия. Медведь убился. (Песк.) Сравните этот порядок слов с обычным, стилистически нейтральным: Убился мед­ведь.

Экспрессивные варианты порядка слов с разными формами инверсии выполняют в художественной прозе стилистическую роль: они служат источником повышенной выразительности, ок­рашивают повествование в эмоциональные тона или придают ему эпический характер. Варианты порядка слов с разговорной окраской применяются для имитации устного диалога и уст­ного рассказа.

Упражнение 73. Спишите. Определите, чем различаются варианты по­рядка слов.

1) Бодрое, здоровое настроение овладело им.-Им овладело бодрое, здоровое настроение. 2) Вслед затрещали редкие, ко­роткие выстрелы.- Редкие, короткие выстрелы затрещали вслед. 3) Странная фигура вдруг вытянулась перед ними.- Перед ними вдруг вытянулась странная фигура. 4) Он был скромный человек.- Скромный он был человек. 5) Прогулки были чудесные.- Чудесные были прогулки. 6) Зимний день ко­роток.- Короток зимний день.

74. Прочитайте предложения с инверсией. Определите, чем они отличают­ся от предложений со стилистически нейтральным порядком слов.

1) Удивительная женщина Татьяна Борисовна... (Т.) 2) Свежая струя пробежала по моему лицу. (Т.) 3) Он встал, и рыданья прервали его речь. (Л. Т.) 4) Испугались татары - не доезжаючи стали останавливаться. (Л. Т.) 5) Вдруг вне­запный ужас предчувствия охватил меня. (Купр.) 6) Густым, бездонным чернозёмом пахло с полей... (С.-Ц.) 7) Слишком просторно было в полях,- оттого так тесно жались друг к другу избы. (С.-Ц.) 8) Солнечно-росистое это утро... (Пр.) 9) Страш­но бывает в снежную зиму войти в молодой лес. (Пр.) 10) Туманен и далёк был взгляд её... (Шол.) 11) Уплыва­ли перед закрытыми глазами Григория степные гребни, ху­тора, станицы, никогда ранее не виданные, чужие сердцу.

(Шол.)

75. Спишите. Найдите предложения с инверсией. Определите стилистичес­кую роль инверсии.

1) Сидит пан Данило за столом в своей светлице, подпер­шись локтем, и думает. Сидит на лежанке пани Катерина и поёт песню. 2) Плачет и убивается Катерина; а даль вся покры­вается пылью: скачет старый есаул Горобець на помощь.

3) Те луга не луга: то зелёный пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогу­ливается месяц. Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою. (Г.) 4) Пластался над хутором кизячный дым, возле кучек рассыпанной у дороги золы расхаживали налетевшие к жилью грачи. 5) К воротам подошла женщина. Горели под белым платком такие страшно знакомые глаза... (Шол.)

Порядок слов в стихотворной речи.

В стихотворной речи порядок слов более свободен, чем в прозаической речи, по­скольку осуществление стихотворного ритма требует возможности варьировать порядок слов.

Для поэзии нормальны и стилистически равноценны четы­ре варианта порядка слов в словосочетаниях: 1) обычное рас­положение компонентов словосочетания (см. § 52); 2) инвер­сивное их расположение; 3) контактное (положение рядом);

4) дистантное (положение на расстоянии).

П р и м е р ы нормального для поэзии расположения компонен­тов именных словосочетаний: 1) Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне. Травы степные унизаны влагой вечерней. (Фет.) 2) В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь. (А. К. Т.) 3) Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! (Тютч.)

П р и м е р ы нормального для поэзии расположения компонен­тов глагольных словосочетаний: 1) Уж солнце катится высоко И перелётная метель Блестит и вьётся. (П.) 2) К. высокому бе­регу тихо Воздушный корабль пристаёт. (Л.) 3) А вода ревёт в теснине. Жухлый лёд в куски крошит. (Те.)

В стихах возможно необычное для прозы расположение за­висимого слова с предлогом и даже отрыв предлога от имени, с которым он связан.

П р и м е р ы. 1) В поле чистом Луны при свете серебристом В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна. (П.)

2) И крепко, крепко наши спали Отчизны в роковую ночь. (Л.)

3) Рассказы воинов бывалых! Я с упоеньем слушал вас В ко­роткий отдых на привалах. В спокойствия недолгий час. (Светл.) Сравните с обычным в прозе порядком слов: В недолгий час спокойствия.

Порядок членов предложения в поэтической речи относи­тельно свободен. Подлежащее и сказуемое могут следовать в любом порядке по отношению друг к другу и располагаются не только контактно, но и дистантно. Все возможные варианты их расположения стилистически равноценны и для поэзии нор­мальны, например: 1) Я окно распахнул голубое, И почудилось, будто возник За далёким рычаньем прибоя Призывающий жа­лобный крик. (А. Б.) 2) И чернеет там зубчатый. За холод­ною чертой, Неподступный, непочатый Лес над чёрною водой.

(Тв.)




Навигация

« Второстепенные члены предложенияОднородные члены предложения »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании