Железнодорожная травма


Возможные обстоятельства железнодорожных повреждений

 

Смерть на полотне железной дороги в подавляющем большинстве случаев связана с травматизмом, зависящим от движения железнодорожного транспорта. Ниже приводится перечень возможных происшествий, сопровождающихся травматической смертью на железнодорожном полотне, по данным О.Х. Поркшеян.

1. Несчастные случаи, зависящие от движения поездов:

§         при случайном попадании под движущийся железнодо­рожный подвижной состав или отбрасывании им лиц, ока­завшихся на полотне железной дороги; при попытках пе­рейти путь или нахождении на путях с другими целями (например, при ремонте под вагоном, неожиданно при­шедшим в движение);

§         при падении с движущегося подвижного состава;

§         при ударе частями движущегося железнодорожного подвижного состава пострадавшего, оказавшегося у колеи же­лезной дороги в пределах контура габаритов подвижного состава, или же ударе предметами, гружеными на плат­формы и выступающими за пределы габаритов подвиж­ного состава;

§         при сдавлении между буферами;

§         при сдавлении в автосцепном механизме;

§         при ударах о путевые сооружения (виадуки, арки тонне­лей) при переезде на крышах вагонов;

§         при поражении электрическим током от проводов электрической сети железной дороги (например, проезд на крыше вагона);

§         при крушениях поездов.

2. Случайная смерть на полотне железной дороги, не завися­щая от движения подвижного железнодорожного состава:

§         при погрузочно-разгрузочных работах;

§         при ударах о шлагбаум на переездах;

§         при ремонтных работах на путях;

§         от прочих причин.

3. Самоубийства с использованием для этой цели подвижного железнодорожного состава осуществляются:

§         укладыванием на один из рельсов головы, шеи, туловища;

§         внезапным появлением перед движущимся железнодорож­ным подвижным составом или между вагонами;

§         падением с движущегося состава;

§         прикосновением к проводам электрической железной до­роги, для чего самоубийца забирается на крышу вагона, электровоза, тепловоза, паровоза.

4. Самоубийства на полотне железной дороги возможны пу­тем использования огнестрельного или колюще-режущего оружия.

5. Убийства на полотне железной дороги, не связанные с ис­пользованием железнодорожного подвижного состава, могут со­вершаться при помощи огнестрельного и холодного оружия, ту­пыми тяжелыми предметами, удавлением руками и т.п. Не так уже редки случаи, когда преступник осуществляет свой замысел на полотне железной дороги с целью последующего подкладывания тела жертвы под движущийся железнодорожный состав для симуляции несчастного случая или самоубийства.

 

Судебно-медицинская классификация железнодорожных повреждений (по О.Х. Поркшеян)

 

1. Повреждения, наносимые преимущественно колесами желез­нодорожного транспорта при перекатывании их через тело, рас­полагающееся на рельсах:

§         полосы давления;

§         полосы обтирания;

§         отделение головы от туловища (полное, неполное);

§         разделение туловища на две половины (полное, неполное);

§         отделение конечностей (полное, неполное).

2. Повреждения, возникающие от ударов и трения о железнодо­рожный путь и наносимые преимущественно частями локомоти­вов, вагонов, располагающимися ниже их рам (исключая колеса):

§         отрывы конечностей;

§         следы волочения;

§         открытые и закрытые переломы костей;

§         различной степени повреждения внутренних органов: от незначительных вплоть до перемещения их и выпадения  через открытые полостные раны.

3. Повреждения, образующиеся преимущественно в результате отбрасывания частями движущегося железнодорожного транспорта:

§         следы удара частями движущегося железнодорожного транспорта; обширные ссадины на коже, кровоподтеки, переломы костей;

§         следы падения на теле.

4. Повреждения, образующиеся преимущественно в связи с на­хождением жертвы у колеи в пределах габаритов подвижного со­става в момент его следования:

§         повреждения, характерные для наносимых твердыми тупыми предметами;

§         в случаях сжатия между платформой и движущимся тран­спортом — размятие тела.

5. Повреждения, связанные преимущественно с падением из движущегося состава:

§         при падении под подвижной состав — характерные для повреждений колесами, частями, располагающимися ниже рам локомотива, вагонов, волочения тела;

§         при падении с движущегося железнодорожного транспорта без последующего попадания под него — характерные для падения с высоты.

6. Повреждения, связанные преимущественно с поражением электрическим током при нахождении на крышах вагонов, дви­гающихся по путям электрифицированной железной дороги:

§         электрометки, признаки асфиксии;

§         характерные для падения с высоты в случае, если после поражения током жертва падает с крыши вагона.

7. Повреждения, преимущественно связанные со сдавленном бу­ферами и в автосцепном механизме:

§         закрытые переломы ребер, позвоночника, лопаток;

§         разрывы диафрагмы, отрывы и разрывы внутренних орга­нов, перемещения их; выхождение легких через рот, раз­рывы промежности с выпадением петель кишечника; об­разование травматических грыж (паховых, бедренных) с заполнением грыжевых мешков внутренними органами, вплоть до сердца и желудка;

§         отпечатки контуров буферов на коже груди и спины.

 

Повреждения, типичные для железнодорожной травмы

 

Железнодорожная травма характеризуется значительной тя­жестью и, как правило, приводит пострадавшего к смерти на месте происшествия. При этом возникают повреждения в результате перекатывания через тело колес транспорта (полосы давления и обтирания, расчленение тела); типичные, не связан­ные с действием колес (следы волочения, отрывы конечностей, сдавление тела между буферами или в автосцепном механизме); нетипичные и симулирующие другие виды травмы.

Полоса давления — это отпечаток колеса на поверхности ко­жи. Ширина ее колеблется от 7 до 13 см. В первые часы после травмы мягкая, бледно-розовая; к концу суток становится пер­гаментной плотности, темно-коричневого цвета.

Полоса обтирания — это участок осаднения кожи по краю полосы давления, он образуется при трении кожи о боковые по­верхности колеса. Ширина ее колеблется в значительных преде­лах от 2 до 15 см. Если на теле имеется несколько слоев одеж­ды, полоса обтирания не образуется.

Отделение головы от туловища, а также расчленение тела зависят от перекатывания через тело колеса. В ряде случаев возможно разделение тела на множество частей. Отделение конечностей происходит со своеобразным многооскольчатым переломом костей, причем конец отчлененной кости, обра­щенный кнаружи от колеи, оказывается прямым, в то время как на конце, обращенном внутрь колеи, отмечается косой перелом. Подобные переломы трубчатых костей зависят от расположения гребня колеса (реборды) по внутреннему краю рельс.

К типичным железнодорожным повреждениям, не связан­ным с действием колес, относятся следы волочения на теле, от­рывы конечностей, загрязнение, расчленение тела на множество частей, сдавление тела между буферами или в автосцепном ме­ханизме. Характер следов волочения весьма разнообразен, при этом на осадненной поверхности нередко видны частички бал­ластного слоя пути и следы смазки.

Отрывы конечностей могут возникать не только от дейст­вия колес, но и при ударах выступающими частями движуще­гося состава, особенно с фиксацией конечностей какой-либо деталью. Из-за большой действующей силы при железнодо­рожной травме возможно расчленение тела на множество час­тей, причем их можно обнаружить на значительном расстоянии от места происшествия. В подобных случаях по линиям отде­ления конечностей не будут образовываться полосы давления и обтирания.

При необходимости вещественные доказательства биоло­гического происхождения (следы крови, волосы, частицы мозгового вещества, мягких тканей, мелкие осколки костей и т.п.), обнаруженные на участке железнодорожного полотна, путевых сооружениях, на частях локомотива и вагонов, изы­маются по обычным правилам. На пакетах, куда они поме­щаются, должно быть указано точное место, с которого взят тот или иной объект.

 

Повреждения рельсовым транспортом, нетипичные для железнодорожной травмы

 

К нетипичным для железнодорожной травмы относятся по­вреждения, которые чаще возникают от отбрасывания тела по­страдавшего и ударов его о какие-нибудь выступающие предме­ты. При этом могут образовываться вдавленные переломы костей свода черепа с повреждением вещества головного мозга и кровоизлияниями под его оболочки, подкожные разрывы внутренних органов, переломы ребер, костей конечностей и т.д.

 

Пример.

Гражданин Г., 22 лет, 13 декабря 1999 г. во время перехода железно­дорожных путей в районе платформы «Перерва» был сбит электропоездом и отброшен к платформе.

Судебно-медицинский диагноз:

1. Закрытая тупая травма головы с небольшим сплющиванием перед­ней части свода черепа. Многооскольчатый перелом лобной, теменных, височных и основной костей. Обширные субдуральное и субарахноидальное кровоизлияния, ушиб и разрушение височных долей головного мозга с множественными мелкими и крупными кровоизлияниями в обоих полуша­риях головного мозга и в подкорковых узлах. Кровоизлияния в мягкие ткани головы в области переломов.

2. Мелкие кровоизлияния под эндокардом левого желудочка сердца.

3. Перелом правой ветви нижней челюсти и верхней челюсти справа. Закрытая тупая травма груди и живота справа с переломом 5-го и 6-го ребер по средней подмышечной линии, ушибом нижней доли правого легкого, разрывом купола диафрагмы, разрушением правой доли печени. Гемоторакс (400 мл), гемоперитонеум (300 мл). Множественные ссадины на высту­пающих частях лица, на коже правого плеча, правой подвздошной кости, верхней трети правого бедра и правой голени. Закрытый оскольчатый пе­релом обеих костей нижней трети правой голени без кровоизлияний в мяг­кие ткани в области переломов.

 

Среди нетипичных для железнодорожного транспорта встре­чаются повреждения, симулирующие ранения режущими, рубя­щими, колющими орудиями или от действия огнестрельного оружия. Они возникают либо от ударов выступающими частями  подвижного состава, либо чаще вследствие разрыва кожи отломками костей при открытых переломах. Правильная судебно-медицинская диагностика подобных повреждений облегчается обнаружением на трупе типичных железнодорожных поврежде­ний. Установление повреждений, нетипичных для железнодо­рожного транспорта, иногда вызывает подозрение на посторон­нее насилие с последующим подкладыванием трупа на полотно железной дороги. В подобных случаях большое значение приоб­ретает определение прижизненности повреждений, что является одним из наиболее важных вопросов судебно-медицинской экс­пертизы железнодорожной травмы. Особое место при этом при­надлежит гистологическому методу исследования, т.е. обнару­жению признаков уже начавшегося реактивного воспаления.

При железнодорожных травмах следы крови на месте про­исшествия, а также кровоизлияния в окружности ранений бы­вают незначительными и нередко не соответствуют обширности обнаруженных повреждений. Подобное явление можно объяс­нить быстрым наступлением смерти, размятием мягких тканей и резким сокращением сосудов. Наблюдаемая иногда анемия по­врежденных тканей зависит от большого сдавления их тяжестью железнодорожного вагона.

Повреждения рельсовым (откаточным) транспортом встреча­ются на других производствах, например в шахтах. Они отлича­ются от обычных железнодорожных травм как по механизму их возникновения, так и по характеру обнаруженных повреждений.

При попадании под колеса движущейся вагонетки полос сдавления и расчленения, как правило, не наблюдается, по­скольку вагонетка не имеет такого веса, как железнодорожный вагон, и обладает сравнительно меньшей скоростью. Поэтому при встрече с преградой в виде тела человека вагонетка обычно сходит с рельсов и причиняет потерпевшему повреждения не колесами, а корпусом.

 

Основные вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при железнодорожной травме

 

1. Какие повреждения обнаружены на трупе?

2. Все ли повреждения образовались от воздействия частей железнодорожного транспорта или на трупе имеются поврежде­ния иного происхождения?

3. Характерны ли имеющиеся повреждения для железнодо­рожной травмы?

4. Имеются ли на трупе повреждения от удара частями дви­жущегося железнодорожного транспорта? В какую часть тела, на какой высоте и в каком направлении нанесен первичный удар?

5. Есть ли повреждения от переезда? По какой части тела, в каком направлении перекатились колеса поезда? Сколько раз тело подвергалось переезду?

6. Имеются ли признаки протаскивания тела по полотну же­лезной дороги?

7. В каком положении по отношению к транспорту находил­ся пострадавший в момент травмы?

8. Нет ли признаков падения пострадавшего из движущегося железнодорожного транспорта?

9. Нет ли признаков, свидетельствующих о повреждениях на теле, возникших при попытке вскочить в движущийся железно­дорожный транспорт?

10. Все ли части расчлененного трупа представлены на ис­следование? Одному ли трупу они принадлежат?

11. Какова последовательность причинения повреждений?

12. Все ли повреждения на трупе являются прижизненными?

13. Сохранялась ли способность к самостоятельным действи­ям смертельно раненного?

14. Какова возможность образования всех повреждений в за­данных условиях железнодорожной травмы?

15. Какова возможность причинения повреждений определен­ными частями локомотива, вагона или их отдельными деталями?

16. Какова возможность причинения повреждений локомо­тивом или вагоном определенного типа или марки?

17. Какова возможность причинения повреждений конкрет­ным локомотивом или вагоном?

18. Не принимал ли пострадавший незадолго до смерти ал­коголь (наркотические вещества)?

19. Является ли след, обнаруженный на железнодорожном транспортном средстве, следом крови? Если это кровь, то како­ва ее видовая принадлежность? Если это кровь человека, то ка­ковы ее групповая специфичность и половая принадлежность?

20. Принадлежит ли волос, обнаруженный на железнодо­рожном транспортном средстве, человеку или животному? Если это волос человека, то с какой части тела он происходит? Како­ва его групповая принадлежность?

21. Сколько времени прошло от смерти до исследования трупа?




Навигация

« Автодорожная травмаАвиационная травма »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании