. Отграничение трудового права от смежных отраслей права


Особенностью системы отечественного права является ее многообра­зие, дифференциация на отдельные самостоятельные отрасли при известном сходстве некоторых из них, а также естественном наличии черт различия. Например, к регулированию общественных отноше­ний, так или иначе связанных с трудом, причастны несколько отрас­лей права: гражданское, административное и право социального обеспечения. Они являются смежными с трудовым, ибо предмет и метод каждой из названных отраслей имеют определенное сходство с предметом и методом трудового права. И это сходство, как уже отмечалось, часто затрудняет выяснение истинной правовой приро­ды тех или иных фактических отношений и влечет за собой в ряде случаев нарушение закона в правоприменительной практике. Во избежание этого нужно ясно представлять себе, что входит в предмет каждой из названных отраслей и в чем состоит сходство и различие в объекте правового регулирования.

Гражданское право, как известно, регулирует две группы отношений: 1) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому; 2) личные неимущественные отношения.

В число имущественных входят и те, что связаны с трудом, ибо труд возмезден. Они возникают на основе договора подряда, поруче­ния, авторского договора. Реализация этих договоров предполагает уплату вознаграждения. Однако в отличие от трудового договора объектом всех указанных гражданско-правовых договоров является результат труда, тогда как содержанием трудовых отношений всегда является процесс труда (живой труд). Отсюда вытекает необходи­мость согласования, координации трудовой деятельности между ее участниками и подчинение установленной дисциплине, внутренне­му распорядку организации.

Для большинства трудовых договоров характерна обязанность работника выполнять любую работу, относящуюся к профессии, спе­циальности или должности, по которой заключен договор.

Оплачивая лишь конечный результат работы, заказчик в граждан­ско-правовых договорах не несет никаких иных имущественных обя­занностей в отношении исполнителя. На последнего ложится и риск невозможности представление окончательного результата по объек­тивным причинам, тогда как в трудовых отношениях такой риск несет работодатель.

Различие по методу, как уже отмечалось, состоит в том, что в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в то время как в гражданском праве субъекты независимы и самостоятельны в течение всего срока действия граж­данско-правовых договоров.

Отношения, входящие в предмет трудового права, так же как и те, что регулируются административным правом, связаны и с трудом, и с управлением его процессом. Однако первые всегда «внутренние», складывающиеся в рамках предприятия, учреждения, организации между работодателем и работником, осуществляющим трудовую де­ятельность, в то время как вторые либо «внешние», причем с исполь­зованием специфического метода государственно-властного характе­ра (например, между министерствами, комитетами и подчиненными им учреждениями), либо связаны с государственным управлением, осуществлением исполнительно-распорядительной (управленчес­кой) деятельности государства. Значительную часть здесь составля­ют отношения по государственной службе.

Для всех этих отношений характерно, что их субъекты находятся в соподчиненном положении, когда один наделен властью давать предписания, а другой обязан их выполнять. Но это уже признаки метода, с помощью которого в данном случае разграничение провес­ти нельзя, ибо эта черта свойственна и той и другой отрасли права. Различие, следовательно, надо искать только в предмете.

Нужно отметить, что Федеральный закон «Об основах государст­венной службы Российской Федерации», принятый 31 июля 1995 г., весьма подробно регламентируя статус государственных служащих, правила прохождения ими государственной службы, фиксирует (ст. 4), что на государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом*.

 

*См.: Российская газета. 1995. 3 авг.

 

Что касается права социального обеспечения, то эта отрасль права сформировалась как самостоятельная сравнительно недавно, причем большинство норм, регулирующих отношения по социальному обес­печению, ранее входило в трудовое право.

Связь с трудовым правом здесь очевидна. Так, в частности, объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, со­ставляющих основное ядро в предмете этой новой отрасли, зависит в большинстве случаев от размера оплаты труда и величины тру­дового стажа. Связаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты.

В то же время право социального обеспечения - это прежде всего система правовых норм, регулирующих отношения, возни­кающие по поводу предоставления гражданам благ и услуг из об­щественных централизованных фондов (пенсионного и государственного социального страхования). В создании первого принимают участие и сами работающие. Оплата же труда, как известно, производится за счет средств самих предприятий или бюджетных ассигнований, выделенных специально государством для некоторых категорий работников.

В условиях перехода к рыночной экономике все большее развитие получают договоры страхования, регулируемые гражданским правом. Значительная их часть носит добровольный характер*.

 

*Обязательным является, например, страхование на транспорте, где сумма страхово­го взноса включается в стоимость билета.

 

Материальную основу такого страхования составляют страховые фонды, находящиеся в управлении специальных организаций (стра­ховщиков), образованные из взносов заинтересованных организа­ций и граждан (страхователей) для возмещения имущественных по­терь, возникающих у лиц, участвовавших в его образовании.

По этому же принципу создаются и негосударственные пенсион­ные фонды (НПФ). Правовой основой для этого явился Указ Прези­дента РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах».

Как видно, названные фонды существуют наряду с обязательным государственным страхованием.

Государственный характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей, во-вторых, в обес­печении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным государством.

Но если раньше фондами государственного социального стра­хования распоряжались только профсоюзы, то теперь ими ведает Фонд социального страхования - специализированное учреждение при Правительстве РФ, имеющее региональные и отраслевые отде­ления*. Профсоюзы теперь имеют лишь равные с другими соци­альными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов; им также предоставлено право контроля за использованием средств этих фондов**.

 

*См.: Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утверж­денное Правительством РФ 12 февраля 1994 г. // Российская газета. 1994. 22 февр.

**См.: ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148.

 

Изменения в органах, управляющих социальным страхованием, повлекут за собой соответственно и изменение содержания отношений по социальному страхованию, и если ранее они входили в трудо­вое право, то теперь, так же как и отношения страхователей с пенси­онным фондом, видимо, войдут в предмет права социального обес­печения.

Таким образом, трудовое право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, складывающие­ся в процессе труда на основании трудового договора (трудовые отношения), организации правовой и социальной защиты работ­ника (отношения, тесно связанные с трудовыми).




Навигация

« Система трудового праваПредмет, метод и система науки трудового права »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании