Понятие занятости населения и направления государственной политики в этой сфере


Государственная политика в области занятости и трудоустройства, а точнее, ее правовой механизм включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необо­снованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер (включая и оплату вынужденного прогула). Эти нормы уже апробированы практикой. В другую группу входят нормы, регулирующие непосредственно занятость, трудоустройство, его формы и объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.

В основе актов, содержащих нормы второй группы, лежит Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации. Эта программа содержала ряд важных целевых установок и определяла главную задачу социальной политики, состоя­щую в обеспечении в стране полной занятости и формировании гибкой государственной системы социальной поддержки населения. Она была рассчитана на 1996-1997 гг. Наряду с ней действует целый ряд важных нормативных актов, в частности Закон о занятости насе­ления 1991 г. с изменениями и дополнениями от 15 июля 1992 г. и 22 марта 1996 г. В нем содержится правовое определение занятости (ст. 1). Занятость - это деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им зара­боток (трудовой доход).

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (служ­бу), включая сезонные, временные работы;

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

самостоятельно обеспечивающие себя работой;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (дого­ворам подряда), а также члены производственных кооперативов (ар­телей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутрен­них дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных уч­реждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направ­лению Федеральной государственной службы занятости населения (органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспо­собностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалифика­ции, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Закрепление в Законе перечня категорий занятых граждан, с одной стороны, преследует цель обеспечить гражданам возможность свободного выбора того или иного вида трудовой деятельности, по­скольку свобода труда - один из основных принципов Конститу­ции, а с другой - определяет методом исключения категорию неза­нятых, которым государство должно оказывать поддержку. Именно из них и формируется категория безработных, хотя понятия незаня­тых и безработных не идентичны.

За пределами занятости (как правовой категории) находятся граж­дане, выполняющие полезные для общества функции, но не прино­сящие дохода. Это женщины, занятые домашним хозяйством и ухо­дом за детьми; лица, осуществляющие уход за больными членами семьи, и некоторые другие. Кроме того, в обществе всегда есть и незанятое население: несовершеннолетние граждане; неработающие пенсионеры и инвалиды войны и труда; трудоспособные граждане, не занятые общественно полезной деятельностью. Это могут быть как не желающие трудиться, так и высвобожденные из производства и ищущие работу. Численность вторых, по различным основаниям прекративших трудовые отношения или не установивших их после обучения, растет, а возможности трудоустройства, к сожалению, не увеличиваются в таком размере, который требуется для этих граждан работой.

Правовое понятие занятости важно в связи с осуществлением государственной политики в социальной сфере, необходимостью оказания помощи лицам, которые не считаются занятыми.

По прогнозам специалистов, в ближайшее время число незанятых существенно не уменьшится. Причин тому несколько:

1) сокращение Вооруженных Сил (высвобождение значительного числа военнослужащих);

2) усиливающиеся миграционные процессы (приток из стран СНГ русскоязычного населения, а также не имеющих там работы иных граждан; рост числа вынужденных переселенцев и беженцев);

3) неконкурентоспособность многих предприятий, приводящая в наших условиях в конечном счете к ситуации, когда они вынуждены высвобождать работников, потому что их продукция не находит спроса из-за чрезмерно высоких цен на нее;

4) рационализация производства, связанная с изменением форм собственности.

Не предвидится пока и стабилизации производства. В этих условиях государственная политика занятости и ее право­вое регулирование должны включать следующие направления:

1) создание государственных и общественных структур, призван­ных информировать граждан о наличии вакансий и осуществляю­щих посредническую деятельность в трудоустройстве как на терри­тории страны, так и за ее пределами;

2) стимулирование создания дополнительных рабочих мест с целью ослабления безработицы (возможные государственные дота­ции, налоговые льготы и т.д.);

3) установление квотирования для наименее защищенных слоев населения, ищущих работу.




Навигация

« Экономическая реформа и рынок трудаПравовой статус безработного »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании