Правовая организация трудоустройства


Под трудоустройством понимается система мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения, включающая содействие в поиске и получении работы со стороны органов государства, а также негосударственных организаций на основе лицензиро­вания.

Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство труда и социального развития РФ, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда и занятости.

Непосредственно ведающим вопросами трудоустройства явля­ется Федеральная государственная служба занятости со своей структурой - Государственным комитетом РФ по занятости населения, комитетами республик и центрами занятости в краях, областях,  городах и районах. Все эти государственные органы оказывают ус­луги по обеспечению занятости бесплатно. Но посреднические ус­луги в подыскании работы могут оказывать и негосударственные организации на основании выданных им лицензий за плату. От­личие государственной помощи в трудоустройстве состоит также в предоставлении перечисленных выше материальных гарантий и социальной поддержки безработным гражданам. Для их финанси­рования, поскольку они связаны с осуществлением государственной политики занятости, создан Государственный фонд занятости на­селения. Он существует за счет обязательных отчислений работо­дателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов.

Кроме бесплатного содействия в подборе подходящей работы существенное значение имеет и бесплатное обучение новой профес­сии, а также повышение квалификации с выплатой стипендии.

Весьма существенным средством временного решения проблемы занятости является предоставление оплачиваемых общественных работ, выполнение которых осуществляется на добровольной основе и оформляется срочным трудовым договором. В соответствии с по­становлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г., которым утверж­дено Положение об организации общественных работ, под общест­венными работами понимаются общедоступные виды трудовой дея­тельности, как правило, не требующие предварительной профессио­нальной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность. Общественные работы граждане выполняют по направлению органов службы занятости*. Их конкретные виды и объе­мы определяются местными органами власти по предложениям и с участием органов службы занятости.

 

* См.: Российская газета. 1997. 7авг.

 

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по без­работице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, ра­ботодатель заключает срочный трудовой договор на срок до шести месяцев. Договор гражданина на участие в общественных работах расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное подходящее рабочее место и по другим уважительным причинам.

Участие в общественных работах включается в общий трудовой стаж, но при подборе подходящей работы не учитывается, за исклю­чением нескольких случаев, прямо указанных в Положении, напри­мер, для впервые ищущих работу и не имеющих специальности.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, про­водится за фактически выполненную работу, но не ниже минималь­ного размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Кроме того, им устанавливаются за счет фонда занятости доплаты к заработку в размере причитавшегося этим гражданам пособия по безработице.

Анализируя правовую природу отношений, возникающих в про­цессе трудоустройства, необходимо отметить, что праву гражданина при обращении его в службу занятости соответствуют ее обязаннос­ти: зарегистрировать лицо в качестве безработного при наличии всех необходимых условий, предложить имеющиеся вакансии и выдать соответствующее направление, а в некоторых случаях (при отсутст­вии необходимой профессиональной квалификации или работы, со­ответствующей профессиональным навыкам обратившегося, при ут­рате способности к выполнению работы по прежней специальности, а также при желании получить другую профессию) направить на учебу с целью профессиональной подготовки, повышения квалифи­кации или переподготовки ищущих работу, а при невозможности - выплатить пособие. Правда, следует иметь в виду, что для направления на учебу одного желания безработного получить другую профессию недостаточно. Кроме условия признания его безработным нужно, чтобы отсутствовала работа, отвечающая имеющимся у гражданина профессиональным навыкам.

Служба занятости может также направить гражданина на по­вышение квалификации или переподготовку, когда у него утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специ­альности), например, в силу длительного перерыва в работе. Кроме того, служба занятости направляет безработного на переподготовку исходя из потребностей региона в специалистах определенного про­филя.

Наделяя службу занятости целым рядом правомочий по отноше­нию к работодателям, в частности, правом требовать сведения о предполагаемом высвобождении работников, о потребности в рабочей силе и др., законодатель включил в Закон о занятости ст. 29, согласно которой работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятос­ти. Это означает, что на работодателя не возлагается юридической обязанности принять на работу гражданина, которому вручено на­правление службы занятости. Таким образом, служба занятости вы­ступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации. Эта норма не распространяется на отдель­ные категории граждан, принять которых работодатель обязан (см. § 5 настоящей главы).

Трудоустройство российских граждан возможно и за границей. Правительством РФ 8 июня 1993 г. было принято постановление «Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей», а также Положение о порядке выдачи предписания, приостановления действия и отзыве лицензии на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройст­вом граждан Российской Федерации за границей, в соответствии с которыми, а также с Положением о Федеральной миграционной службе РФ выдачу разрешений (лицензий) на деятельность, связанную с трудоустройством граждан Российской Федерации за грани­цей, и контроль за соблюдением предусмотренных в них условий, осуществляют Федеральная миграционная служба РФ и ее территориальные органы*.

 

* См.: Российские вести . 1994. 25 мая.




Навигация

« Правовой статус безработного



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании