Понятие тарифной системы и ее элементов


Тарифная система сохраняет свое обязательное действие для значи­тельной части работников, работающих в бюджетной сфере, а кроме того, она может быть использована и для трудящихся всех иных форм и отраслей хозяйства.

Тарифную систему можно определить как совокупность норма­тивных актов, принимаемых в централизованном порядке и позво­ляющих дифференцировать оплату труда в зависимости от его сложности и условий производства (с учетом тяжести и вредности), а также квалификации работника на основе единых критериев. Принятие в централизованном порядке тарифных ставок, тарифных сеток, тарифных коэффициентов и тарифно-квалификационных справочников, составляющих тарифную систему и являющихся ее элементами, дает возможность «с одинаковой меркой» подойти к оценке фактически различного труда.

Теперь это удел учреждений и лишь некоторых предприятий с бюджетным финансированием. Основная же часть предприятий сама решает, принять ей тарифную систему или нет.

Но при этом, видимо, следует учесть, что требования, предъяв­ляемые к работнику, имеющему определенный квалификационный разряд, должны быть одинаковы, иначе шкала тарифных разрядов теряет смысл. А это возможно только с помощью закрепленных в тарифно-квалификационных справочниках определенных квали­фикационных требований, соответствующих тому или иному раз­ряду. Наличие таких справочников и присвоение работнику опре­деленного разряда дают возможность вне зависимости от установ­ления испытательного срока при приеме на работу только путем ознакомления с трудовой книжкой определить уровень его квали­фикации.

Практически везде, где применяются разряды, более высокий раз­ряд свидетельствует о более высокой квалификации (исключение составляют водители транспорта). Причем присвоение квалифика­ционных разрядов производится квалификационной комиссией, со­здаваемой на предприятиях (в учреждениях) администрацией с участием представителя соответствующего профсоюзного органа.

Эта комиссия, выяснив уровень теоретических знаний работника и его практических навыков, принимает решение о присвоении ему соответствующего разряда. Понятно, что подход к определению уровня квалификации должен быть единым и присвоение работнику соответствующего разряда должно означать, что его знания и навыки удовлетворяют общеустановленным требованиям, закрепленным в тарифно-квалификационном справочнике. Поэтому не может быть «своей» тарифной системы на каждом предприятии.

В организациях бюджетной сферы проводится периодическая аттестация работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) и в соответствии с Основными положениями о порядке проведения ат­тестации*.

 

* См.: Бюллетень Министерства труда РФ 1992. №11 – 12. С. 18.

 

Одним из основных элементов тарифной системы является та­рифная ставка, представляющая собой размер оплаты труда за еди­ницу времени работнику соответствующего разряда (квалифика­ции). Тарифные ставки могут быть часовыми, дневными и месячны­ми. Месячная тарифная ставка служащего называется окладом.

Тарифные ставки возрастают по мере увеличения разряда, по­скольку разряд - показатель уровня квалификации, а также соответ­ственно и сложности выполняемой работы.

Соотношение тарифных ставок различных разрядов определя­ется в тарифной сетке с помощью тарифного коэффициента, стоящего против каждого разряда и показывающего, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда. Коэффициент тарифной ставки 1-го разряда принимается за единицу.

Раньше тарифные ставки, хотя и утверждались в централизованном порядке, имели, как правило, отраслевую принадлежность. Те­перь вся тарифная система в качестве императива применяется толь­ко в тех отраслях экономики, которые финансируются из бюджета. Для работников отраслей вводится ЕТС, состоящая из 18 разрядов. Соотношение между тарифными коэффициентами определено как 1:10,07. Таким образом, чтобы определить величину тарифной став­ки - должностного оклада работника, имеющего 18-й разряд, нужно тарифную ставку 1-го разряда умножить на 10,07. Размер тарифной ставки 1-го разряда устанавливается Правительством РФ.

ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы вместе с тарифными коэффициентами утверждена постановлением Прави­тельства РФ от 14 октября 1992 г. «О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой та­рифной сетки»*. В соответствии с постановлением врачам, напри­мер, в зависимости от квалификации должны быть присвоены раз­ряды с 8-го по 15-й, медицинским сестрам - с 4-го по 10-й, учителям всех специальностей - с 7-го по 14-й, и т.д. Этим же постановле­нием министерствам и ведомствам РФ было предложено вместе с Министерством труда РФ разработать квалификационные требова­ния по должностям служащих и профессиям рабочих, а также по­ложения о порядке проведения аттестации. Руководители органи­заций, учреждений и предприятий, находящихся на бюджетном фи­нансировании, обязывались провести аттестацию служащих и пере­тарификацию рабочих в соответствии с квалификационными тре­бованиями.

 

* Российская газета. 1992. 28 окт.

 

Министерство труда РФ разработало Методические рекоменда­ции по совершенствованию организации заработной платы работни­ков учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюд­жетном финансировании, в которых изложены принципы тарифика­ции служащих и порядок установления им разрядов*.

 

* См.: Бюллетень Министерства труда РФ. 1992. №11 - 12. С. 18.

 

Профессии рабочих бюджетной сферы тарифицируются в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих с 1-го по 8-й разряд ЕТС. Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже мини­мального размера заработной платы, предусмотренного законом. Эта ставка применяется для оплаты самых простых видов труда, не требующих какой-либо квалификации работника. Высококвалифи­цированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9-12-го разрядов ЕТС по перечням, утверждаемым министерствами и ведом­ствами РФ и Министерством труда РФ.

ЕТКС содержит квалификационную характеристику различных видов работ по их сложности с указанием, какому разряду соответст­вует та или иная работа, и требований, которые предъявляются к знаниям и навыкам рабочего при присвоении ему соответствующего разряда. В нем дается описание основных, наиболее типичных работ, характерных для данной профессии и данного разряда*.

 

* См Общие положение ЕТКС работ и профессий рабочих, утвержденных постанов­лением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 31 января 1985 г. // Бюллетень Госком­труда СССР 1985. №6.

 

Этим же справочником руководствуются при присвоении раз­рядов рабочим, а также и ЕТС не только в бюджетной сфере, но и на всех других предприятиях, которые намерены применять тариф­ную систему*.

 

* Отнесение профессий рабочих к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки осуществляется в соответствии с постановлениями Министерства труда России от 12 мая 1992 г № 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, про­фессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположен­ных на территории России» и от 10 ноября 1992 г «Об утверждении тарифно-квалифика­ционных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».

 

Тарифная система, как это следует из ее определения, предполага­ет учет не только сложности труда и уровня квалификации работни­ка, но и условий труда. Поэтому трудовое законодательство различа­ет следующие условия:

а) нормальные;

б) тяжелые и вредные;

в) особо тяжелые и особо вредные.

За работу с вредными условиями труда устанавливаются допла­ты к окладу (ставки) в размере 12 процентов; а за работы с особо вредными и тяжелыми условиями труда - в размере 24 процентов оклада, тарифной ставки*.

 

* См.: постановление Министерства труда РФ от 25 апреля 1995 г. (Бюллетень Минис­терства труда РФ 1995 5). Вместо указанных доплат могут вводиться и повышенные тарифные ставки с применением соответствующих коэффициентов (См.: Бюллетень Ми­нистерства труда РФ, 1995. № 5-13).

 

В отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах могут быть установлены и более высокие доплаты за работу с вред­ными и особо вредными и тяжелыми условиями труда.

Тяжелые климатические условия также влияют на величину та­рифной ставки (оклада) с помощью районных коэффициентов и надбавок, которые увеличивают заработную плату работников орга­низаций, расположенных в этих местностях.

Федеральный закон "О государственных гарантиях и компенсаци­ях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает для всех производ­ственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент от 1,1 до 2,0 в зависимости от степени неблагоприятности климати­ческих условий.

С 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынях и безводной местности в размере 1,15 в некоторых районах Саратовской области*.

 

* Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 1997. № 1. С. 6.

 

За непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях также установлены процентные надбав­ки к заработной плате.

Таким образом, все надбавки и доплаты можно разделить на сле­дующие виды:

1) доплаты и надбавки, выплата которых обязательна и связана со строго определенными в законодательстве условиями. Право на такие надбавки не зависит от усмотрения администрации и формы собственности организации. Это выплата районного коэффициента и процентной надбавки для работников, работающих во вредных, тяжелых и особо вредных и тяжелых, а также неблагоприятных кли­матических условиях;

2) надбавки и доплаты, которые установлены для бюджетных организаций соответствующими нормативными актами, обязательны только для них. Это доплаты за стаж, ученую степень, знание иностранного языка, классность и др.;

3) надбавки и доплаты, выплата которых производится по усмот­рению самой организации в зависимости от ее финансовых возмож­ностей. Основания для их выплат предусматриваются в коллектив­ных договорах и соглашениях.

Особое место среди доплат занимает индексация оплаты труда (ст. 811 КЗоТ РФ), обусловленная инфляцией. Повышение заработной платы и денежных доходов в связи с ростом потребительских цен регулируется Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР»*. В строгом смысле это не надбавка к заработной плате, а увеличение ее, равно как и других выплат (всех денежных доходов и сбережений), производи­мое, как правило, в кратном размере. В этом состоит специфика индексации**.

 

* См.: Российская газета. 1991. 12 нояб.

** Не подлежит индексации оплата труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги (ст. 2 Закона).

 

Рассматривая вопрос о роли тарифной системы в условиях рыноч­ной экономики, следует принять во внимание и то, что в зарубежных странах различия в оплате простого и квалифицированного труда совсем не всегда устанавливаются стихийно. В большинстве разви­тых стран в той или иной форме существует тарифная система, пред­полагающая установление оплаты труда и ее увеличение в зависи­мости от квалификации работника. Она выполняет роль своеобраз­ного стимулятора в повышении квалификации работников. Так, в Германии на отраслевом уровне заключаются тарифные договоры по заработной плате. Определенная деятельность причислена в них к соответствующему тарифному разряду. И на основании тарифно-квалификационной характеристики каждый работник может опреде­лить, по какому тарифному разряду должен оплачиваться его труд. Так, тарифный договор, действующий в настоящее время в некото­рых подотраслях металлургической промышленности, содержит 10 тарифных разрядов с дифференциацией заработной платы в раз­мере 3 процентов за каждый разряд*.

 

*См.: Человек и труд. 1993. №8. С. 28.

 

В Японии, стране с особыми традициями, в 50-е гг. ряд компаний также увязывал величину заработка с квалификационными требова­ниями рабочего места. В последнее время вместо фиксированного размера оклада для каждого квалификационного разряда введены вилки окладов, облегчающие ротацию персонала в рамках разряда. В ряде фирм существует правило, согласно которому ежегодно по­стоянный работник получает повышение квалификационного разря­да, если у него не было дисциплинарных взысканий и случаев дли­тельного отсутствия на работе.

Интересно привести и мнение бывшего премьер-министра Дании Сенкера Йоргенсена, высказанное им на Конференции по человеческому измерению, которая состоялась летом 1990 г. в Копенгагене. Оценивая значение государственного сектора в экономике, он сказал, что этот сектор не должен доминировать, но имеет равное с другими формами собственности право на существование, «выполняя роль своего рода «барометра» уровня охраны интересов рабочих и служа­щих»*.

 

* Волжанский П. «Человеческое измерение» Что это такое? // Труд. 1990. 24 июля.

 

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой та­рифные ставки определяются в отраслевых соглашениях, где уста­навливаются единые для отраслей экономики тарифные системы, а для государственных служащих, работников национализированных отраслей, сферы общественного обслуживания заработная плата ре­гулируется в законодательном порядке.

И потому, не будучи обязанными применять эту систему, пред­приятия могут и должны, видимо, воспользоваться ею для рацио­нальной организации оплаты труда, с тем чтобы первая составляла основу второй, выполняла роль ее ориентира. Иными словами, та­рифная система должна быть положена в основу при заключении коллективного договора.




Навигация

« Понятие и методы регулирования оплаты труда (заработной платы)Оплата труда руководителей, специалистов и служащих »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании